Уникальные экспонаты собраны в музее истории локомотивного депо Саратов. Здесь трудился Герой Советского Союза Анатолий Лапшов
История Приволжской (Рязано-Уральской) магистрали началась во второй половине 19-го века. Свое летоисчисление дорога ведет с 1871 года, когда было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова. Тогда же состоялось открытие паровозного депо Саратов.
Спустя 112 лет, в 1983 году был открыт музей истории локомотивного депо Саратов, в котором хранятся уникальные документы трудовой и боевой славы железнодорожников, на почетном месте – переходящее Красное знамя за высокие показатели в социалистическом соревновании. Здесь проводятся встречи ветеранов предприятия, экскурсии для студентов и школьники. В музее побывали ветераны труда, члены литературного клуба "Возрождение" (ЗАТО Светлый), творческого объединения "Вдохновение" (р.п. Татищево) и Нина Сергеевна Архипова – двоюродная сестра Героя Советского Союза, нашего земляка Анатолия Алексеевича Лапшова. В этом локомотивном депо он работал слесарем перед призывом в армию в 1942 году. В музее герою посвящен стенд, а на здании учреждения установлена мемориальная доска.
А теперь о самом музее, который был создан по инициативе почетного железнодорожника, ветерана труда Геннадия Григорьевича Миночкина. Он собрал богатый материал об истории локомотивного депо: документы, рукописи и фотографии разных лет и собственноручно сделал уникальные макеты: паровозного депо, паровозов, тепловозов и электровозов, придорожных строений. Сегодня дело предшественника продолжает хранитель музея, заслуженный работник транспорта Российской Федерации Николай Владимирович Разумкин. Оказалось, что он приходится родственником нашему земляку, Почетному гражданину Татищевского района, участнику Великой Отечественной войны Василию Петровичу Разумкину.
Экскурсию "открыл" макет Саратовского паровозного депо: железнодорожные мастерские, поворотный круг, водонапорная башня, кстати, последняя – единственное сооружение депо, сохранившееся до наших дней. Продолжилась экскурсия познавательным рассказом об исторических этапах развития локомотивного депо и о работавших здесь людях. Вниманию гостей, например, были представлены газеты времен Великой Отечественной войны "Рабочий транспорта", изданные управлением и политотделом Рязано-Уральской дороги, удостоверение машиниста депо Саратов-2 Ф.И. Селезнева от 1934 года, старые сигнальные фонари, так называемая шарманка, которая служила чемоданом паровозным бригадам для хранения продуктов питания и мелких вещей, нагрудные знаки паровозной прислуги до 1870 года и много других экспонатов. О богатой коллекции музея не расскажешь, ее надо увидеть и услышать рассказ экскурсовода. В этом году Н.В. Разумкиным уже проведено более 300 экскурсий.
Гости из Татищева и Светлого оставили свои доброжелательные отзывы в книге посетителей музея истории локомотивного депо Саратов и приглашают всех побывать здесь.