Семинар был организован Саратовским региональным отделением Союза журналистов России при поддержке областного министерства информации и печати, СГАУ имени Н.И. Вавилова и редакции газеты "Сельская жизнь". В развернувшейся дискуссии журналисты поделились опытом, находками, новыми информационными технологиями продвижения имиджа своих территорий. Бренд – это факт, уникальное, узнаваемое явление, о чем журналистам интересно, увлекательно рассказывать, поскольку поиск новых тем, идей, технологий для распространения новостей – это "хлеб" СМИ. Журналисты способны повысить интерес к своей малой родине, а соответственно, и к области в целом. Ведь в каждом населенном пункте есть своя "изюминка", информационный повод, и задача журналистов – найти правильный ключ, чтобы рассказать о них. Мало того, эти идеи, воплощенные в газетные публикации, приобретают экономическую выгоду, если они становятся предметом широкого общественного интереса. Председатель регионального отделения Союза журналистов России Л.Н. Златогорская привела в пример историю волжского города Мышкина, которую "раскрутили" буквально на пустом месте. Второе рождение город получил именно благодаря журналистам, сумевшим интересно преподнести исторический факт, и теперь Мышкин звучит повсюду, привлекая к себе все новых туристов. А чем хуже мы, саратовские жители? Ведь и у нас есть немало интересных поводов. Примечательные факты, ремесла, люди есть в каждом районе. Их только нужно найти. А потом, естественно, о них написать. А можно и самим придумать различные акции, привлекающие внимание общественности, власти, бизнеса. Например, журнал "Бренды Саратовской области", который выпускают известные саратовские журналисты Олег Злобин и Андрей Рагуля, отражает цвет делового мира, достижений в культуре, науке, просвещении Саратовской области. Ежегодный конкурс выявляет новые имена, новые адреса. Как один из организаторов этих мероприятий, Андрей Рагуля пригласил журналистов активнее участвовать в "брендовых" событиях года. К таковым, к примеру, относится фестиваль семейного отдыха "Хвалынская волна". В этом году он пройдет в два этапа. Первый - в июне "Волга-Кавказ – дорога дружбы" в Ингушетии по приглашению президента Юнус-Бека Евкурова с 20 по 24 июня. Волжане смогут участвовать в восхождении на гору на рассвете 22 июня. Их ждут встречи, концерты, общение. А в августе фестиваль продолжится с участием ингушских друзей в Хвалынске, на Волге. Здесь состоится традиционный заплыв через Волгу, экскурсии, рыцарские турниры, выставки умельцев. Приехать в Хвалынск могут все желающие.
Редактор газеты "Петровские вести" Любовь Гутарова говорила о загрязнении реки Медведицы и о том, как борются с этой проблемой жители Петровска: в газете объявляется клич, приглашающий к эко-акции всех желающих, после чего подводятся итоги большой уборки. О чистоте Волги и пляжа в Марксе говорил и редактор газеты "Деловой Маркс" Владимир Гуреев. Так, постепенно от брендов и традиций журналисты плавно перевели разговор к одной из актуальных для всех районов проблеме – экологии. О каком имидже региона может идти речь, если на каждом углу – несанкционированные свалки, грязь. В первую очередь, с ними нужно бороться, а потом уже говорить о культуре, традициях, брендах.
Диалог коллег из разных районов оказался живым, интересным и, самое главное, – продуктивным. Ведь столько прозвучало хороших идей. Ведь это здорово проводить Дни рыбака как в Балтае, фестивали ремесел, хороводы дружбы, праздники "Играй, гармонь" и множество других мероприятий. Абсолютное большинство из них проходят по инициативе сообщества жителей, а не чиновников. Бренды и работают там, где есть настоящая поддержка людей. А власть должна быть заинтересована в этом в первую очередь, ведь "раскручивая" интерес населения, предпринимателей можно существенно повысить и экономическую привлекательность того или иного региона. Подавляющее большинство участников "круглого стола" мало что знают об имиджевых фактах, событиях, местах и людях соседних районов, отметили собравшиеся. Можно и нужно восполнить этот пробел, наладив плотный обмен позитивными новостями о местных знаковых событиях, об уникальных людях и достопримечательностях. Освещение таких тем, как правило, носит локальный характер и потому о них мало что знают за пределами района. Современные СМИ все больше привыкают писать негатив, между тем, именно позитивные новости могут раскрыть потенциал региона и сделать его привлекательным для соседей. Главный редактор интернет-газеты "Четвертая власть" Вадим Рогожин предложил чаще использовать для позитивных новостей из глубинки интернет-СМИ, в частности, его информационный ресурс. Андрей Башкайкин, директор по информационной политике ИА "СарБК" выразил сожаление, что его проект по размещению на портале наиболее значимой информации районной прессы, не получил поддержки в конкурсе социальных проектов. Реализация идеи объединить позитив в одном ресурсе смог бы выпукло показать особенности губернии в культуре, экономике, истории, географии и, конечно, достижения людей. Для имиджевых, эксклюзивных новостей в целях развития агротуризма готова предоставить бесплатно страницы своей газеты "Губернские вести" Наталья Авдонина. Вызывает сожаление, что местный колорит, который известен "районкам", чаще всего не становится достоянием региона и страны.
"Круглый стол" завершился экскурсией в Вязовский дендрарий, которую провели начальник отдела производственного обучения студентов учебного центра СГАУ имени Н. И. Вавилова, заслуженный лесовод России И.П. Старостин и Т.М. Антончева, главный специалист лаборатории учебного центра СГАУ. Журналисты с особым почтением слушали рассказ Ивана Павловича, побывав в его знаменитом кедровнике. Тридцатилетние деревья уже плодоносят, прекрасно развиваются. А когда-то кедровник начинался с посева кедровых орешков в теплице, привезенных И.П. Старостиным из командировки из Сибири. Для нашего засушливого Поволжья факт уникальный и может стать узнаваемым брендом Татищевского района, стать в будущем направлением маршрута для экотуризма. Для журналистов сам факт существования кедровника стал открытием. Немного мы знаем и о самом Вязовском дендрарии, который был заложен в 1963 году, и ныне здесь произрастает более 120 видов растений хвойных и лиственных пород, каждое из которых – экзот и достопримечательность. В этом году планируется силами студентов-стройотрядовцев осуществить уход за дендрарием.
Мы должны знать соседей в лицо, давайте знакомиться и гордиться своим районом, своим регионом. Тем более, что каждому изданию есть что рассказать о своей малой родине, а от идей – движемся к экономике, такова основная мысль семинара.