Директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев рассказал о новшествах, внедряемых в систему оказания госуслуг
При рождении ребенка или утере документов не нужно будет бегать по десяти учреждениям, стоять в очередях и собирать справки. Все необходимое специалисты многофункциональных центров сделают сами по одному заявлению.
Такой "пакетный" принцип будет внедрен в ближайшее время в системе многофункциональных центров предоставления госуслуг. До конца года ее сеть накроет всю страну. А значит, об очередях при получении 90 процентов госуслуг можно будет забыть. Даже при получении загранпаспорта.
Согласно данным ежегодного опроса на тему удовлетворенности качеством госуслуг, который проводит Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, каждый третий опрошенный уже сейчас назвал время ожидания в очереди приемлемым. Хотя по-прежнему именно очереди люди чаще всего считают основной трудностью при получении госуслуг.
"Наш ориентир - не более 15 минут ожидания. И мы этого добьемся по основным услугам в течение одного-двух лет, заявил в интервью "Российской газете" Алексей Херсонцев. Сделать это планируют за счет развития в масштабе страны сети центров "Мои Документы", или по-другому многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Например, в Москве время ожидания в очереди, если услуга оказывается самим сотрудником МФЦ, в среднем составляет 6 минут.
Сейчас проводится эксперимент объединения всех услуг, необходимых для регистрации рождения ребенка. С 1 мая в некоторых МФЦ Москвы можно прямо в день обращения получить свидетельство о рождении. Скоро все из почти 30 услуг, получение которых может потребоваться при рождении малыша, будут доступны в МФЦ, часть из них обязательна, другая связана с мерами господдержки.
"Мы хотим, чтобы все эти услуги можно было получить за один раз, по одному заявлению. Это так называемый принцип жизненной ситуации, который внедряется в системе МФЦ", - пояснил Херсонцев.
В настоящее время разработаны и рекомендованы регионам девять базовых жизненных ситуаций. Среди них - открытие своего дела, восстановление похищенных и потерянных документов, утрата близкого человека. Пакетный принцип позволяет свести взаимодействие с государством в этих случаях к двум посещениям МФЦ - для подачи заявления и получения документов.
Недавно в федеральный стандарт для МФЦ внесены изменения, по которым они теперь должны работать не менее 10 часов в день и как минимум один выходной день.
Стандарт вводит более и жесткие требования к внутренней среде центров госуслуг. Необходимо, чтобы в них была электронная очередь (кроме небольших населенных пунктов, где она просто нужна), кондиционирование, туалеты, диваны, столы, стулья. И, конечно, чтобы центры были доступны для инвалидов.
К сожалению, до сих пор крайне мало госуслуг, получение которых возможно в электронном виде. По многим услугам, которые вроде бы переведены в электронный вид, через Интернет доступна только запись на прием, а потом все равно приходится приносить документы и забирать готовый результат.
Однако и эту проблему планируют решить в течение нескольких лет. С расширением электронного документооборота и повсеместным внедрением его в межведомственное взаимодействие, услуг, получение которых возможно в электронном виде будет становиться все больше.