Родился в деревне Ильинка Рязанской области в семье учителя и медсестры. Окончил филфак Нижегородского университета и Школу публичной политики. Работал журналистом, разнорабочим, охранником, грузчиком, служил командиром отделения ОМОН, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах.
Уже первый роман "Патологии", изданный в 2005 году, принес Прилепину широкую известность, а вышедший через год роман "Санькя" сделал автора культовой фигурой современной российской прозы. Прилепин – лауреат престижных международных и российских премий в области литературы. Произведения писателя переведены на 20 иностранных языков, а его творчество изучается в вузах и вошло в учебники по истории литературы. По книгам Прилепина снимаются фильмы, ставятся спектакли, а сам он активно гастролирует с группой "Элефанк", альбомы которой неизменно получают положительные отзывы музыкальных критиков и публики.
По собственному признанию, Захар Прилепин счастливо женат, а к числу наиболее важных своих достижений относит четверых детей.
– Как появился Захар Прилепин? Я слышал, что так звали вашего прадеда?
– Прадеда звали Захар Петрович Прилепин. Я его не застал. Забавно, что моего отца, который по паспорту Николай Семенович, друзья почему-то тоже звали Захаром. А мой псевдоним "Захар" появился, когда я работал в одной нижегородской газете. Я был очень работоспособен, писал по двадцать статей в неделю. Ну невозможно было их все подписывать своим именем! Поэтому в ход шли все мыслимые имена и фамилии. Был у меня кот Стонгард, так я и Стонгардом подписывался. Вот там, в газете впервые появился и даже достиг определенного успеха "Захар Прилепин". Он писал жесткие патриотические статьи, достаточно консервативные и мрачные. В конце 90-х это было редкостью. А когда я начал писать книгу, то решил и ее подписать "Захар Прилепин". Это был роман "Патологии". Не думал тогда, что будет следующая книга, но когда она появилась, стало ясно, что имя уже прижилось. В общем, случайно так получилось.
– Ваш отец был учителем истории. Вы назвали его "интеллигентным человеком". Складывается впечатление, что смысл этого понятия сильно изменился за несколько десятилетий.
– Отец был крестьянин. Не просто из крестьянской семьи, а крестьянин. Он рос после войны в крестьянской семье, где была хата, коровы, пахота, река Воронеж, впадающая в Дон. Он интеллигент в первом поколении, "ломоносовский тип" – человек, чья мать даже читать не умела, и лишь его отец, мой дед, что-то почитывал. Он – первый с высшим образованием во всем роду Прилепиных. Но, с другой стороны, любой человек, который живет в деревне, в сельской местности, волей-неволей начинает что-то делать руками. В этом особенность сельской интеллигенции, ее коренное отличие от городской. Последние полтора века люди тянулись из деревень в города, а сейчас начинается медленный отток обратно на село. Это и социологи говорят, и я по своей деревне заметил. Поэтому не думаю, что все потеряно: земля зовет. Радужная пленка современной цивилизации – тонка, она лопнет однажды. И на поверхности вновь оказываются природа, народ, родня, Родина.
– Звучит здорово, но урбанизация, упадок традиционного быта – явления глобальные и неумолимые. А ведь ценности, которые вы перечислили, как раз коренились там, в традиционном укладе быта и бытия.
– Конечно, традиционный быт не вернешь. Это потеряно, и не только в России. Но вот возьмем мою деревню в Нижегородской области, на берегу Керженца. Я купил дом, когда там оставалось три огонька в трех избах. Прошло десять лет, и в ней понастроили домов. Некоторые туда уже переселились, другие ждут любой возможности, чтоб приехать туда и не уезжать. Песенки, пословицы, поговорки и прочее мы не вернем, потому что породившего их быта уже нет. Но руки все вспомнят.
– Вам не кажется, что в России сейчас так много неблагополучных семей оттого, что нет понимания брака как постоянной совместной работы?
– Конечно! Понятно, что проблем было много всегда. И в советские, и в досоветские времена. Но традиционный быт накладывал определенные рамки. А потом настало индустриальное и постиндустриальное время, модерн, постмодерн… Но самое страшное случилось в последние 25 лет. Человеку объяснили, что он никому ничего не должен, что он венец природы, что все вертится вокруг него. Это обрушило советский коллективизм, который опирался еще на досоветскую соборность. Тотальная пропаганда индивидуализма и индивидуалистических ценностей просто разорвала сознание нескольких поколений. Говорят, что это и есть свобода. Выступает Мария Арбатова? Пусть выступает. Вещает "Дом-2"? Пусть вещает. Не нравится – переключи. Я-то переключу, но этот кошмар, несущийся с экранов телевизоров, влияет на неокрепшие умы. Они начинают думать, что жизнь – это нелепое выяснение отношений, смена половых партнеров и тому подобное. Связь этой программы с числом абортов недоказуема, но она, безусловно, существует. Уверен, что в небесной канцелярии эта цифра есть. Я могу переключить телевизор, но я не могу отключить порождаемую им реальность, не могу спрятаться от этой статистики убийств нерожденных детей.
– Тоже своего рода "выход из-под контроля".
– Никто не объясняет, что детей надо рожать в определенном возрасте, не говорит о том, какие риски как физиологического, так и психологического свойства возникают, когда материнство откладывается в долгий ящик. Здравый смысл подменен трендами, модой. Огромное количество молодых людей ловят каждое слово гламурной тусовки, которая выдает свой образ жизни и мышления за единственно верный. Эта "тусня" продолжает формировать актуальную повестку дня, контролирует подавляющее большинство СМИ, включая обложки журналов, которые мы каждый день видим в киосках. Заговор гламура никуда не исчез. Невозможно представить себе на обложке инженера, крестьянина, военного, многодетную мать. Там есть только мир большого секса, тотального гедонизма, абсолютного комфорта и полной безответственности, которые парадоксальным образом выдаются за высокую гражданственность, "всемирную отзывчивость" и интеллигентность. Если кто-то думает иначе, он объявляется "совком" и быдлом.
– На это, как правило, отвечают, что времена были другие, жизнь была проще.
– На самом деле тут можно рационально подходить: нет лучшей мотивации для труда, усидчивости, самодисциплины, чем дети. Мы подсознательно стремимся обеспечить детей на два шага вперед. Мы больше движемся, больше находим вариантов решения жизненных проблем. Мы иногда с женой печалимся о своей вечной загнанности. Четверо детей – это тяжело, что и говорить. Вот было бы трое, было бы полегче. А двое – совсем легко. Причем, мы не представляем, кто именно был бы, а кого не было. Просто гипотетически шутливо рассуждаем. Как бы было, если бы двое? Только вот ничего бы у нас не было: ни деревенского дома, ни совместных путешествий. Я очень занят, но я не хожу на работу к восьми утра, и наша мама не ходит к восьми утра, мы абсолютно свободные в этом смысле люди. Наша обязанность – дети. Такого не было бы с двумя детьми, и с одним бы не было. Я не встречал людей, которым дети помешали добиться безбедного существования. Наоборот, став родителем, человек выходит на совершенно другой уровень планирования и самодисциплины. Без детей захотел – лег на диван, захотел – сменил работу, захотел – уволился. Никто не подстегивает, никакие обязательства не связывают. Когда есть дети, лишнего времени нет совсем, поэтому его расходуешь целенаправленно.
– Как дети относятся к вашей деятельности: литературной, музыкальной, общественной?
– Сейчас мои книжки читают только сыновья. Девочкам пока рано. Глеб прочитал все мои книги, некоторые по несколько раз. Я даже и не спрашивал, какие ему нравятся, и что он из них понял.
С музыкой, к счастью, меня дома поддерживают. Мои дети – это мой фан-клуб. Особенно полюбился всем последний альбом "Охотник". Точно знаю, они не стали бы слушать, если бы не понравилось.
Сыновья читают все материалы обо мне, переживают. С ними я впервые понял, что публичность родителя ставит детей под удар. К сожалению, в социальных сетях подчас не придерживаются никаких морально-этических норм в полемике, колоссальное количество людей пишет в мой адрес гнусности, бесстыдно врет и хамит. В личной полемике можно поставить человека на место, заставить соблюдать рамки приличий, а тут нет.
– С какого момента вам стало "все ясно о себе" в литературе?
– С "Обители" я закрыл для себя тему саморефлексии. У меня и сначала было ее немного. А сейчас я ощущаю себя уже состоявшимся писателем. Не знаю, кто распределяет места в литературе, но свое я уже занял.
Роман Гоголев
___________
БЛИЦ
– Кто в доме хозяин?
– В моем доме хозяин моя жена, а я приставлен быть у нее на подхвате.
– Отцовство это…
– Терпение, смирение и последовательность.
– Каким должен быть настоящий мужчина, муж, отец?
– Настоящий мужчина, настоящий отец, настоящий муж… Наверное, это единое понятие, неделимое на составляющие. Хороший отец, а мужчина совсем никакущий? Не уверен, что такое возможно. Это же не конструктор, который можно разобрать на части. С моей точки зрения, одно понятие предполагает другое. Если любящий отец, то наверняка заботливый муж, а, следовательно, настоящий мужчина.
– Что вы делаете, когда дети не слушаются?
– Мои дети слушаются всегда! По крайней мере, никаких принципиальных конфликтов у меня ни с одним из детей не было. Все вопросы послушания снимаются в общении, когда в семье слышат друг друга, видят друг друга и доверяют друг другу. Дети не слушаются, если родители слишком заняты своей жизнью и вдруг решают заявить о своих правах.
– Что самое важное вы хотели бы донести до своих детей?
– Хочу научить их трудиться, работать над собой. Счастье рукотворно: чем больше ты делаешь, чем настойчивее уклоняешься от дурного, чем меньше даешь себе поблажек, тем больше тебе дается взамен. Я хочу, чтобы дети научились искать корни своих проблем в себе, не обвинять в них других. Мир – как эхо, он возвращает обратно многократно и добро, которое ты делаешь, и зло.
– Семейное счастье это…
– Труд… Труд, за который время от времени выдают почетную грамоту.
****
Газета "Сельская жизнь" является участником Всероссийского проекта "Быть отцом!", который инициирован Фондом Андрея Первозванного, интернет-журналом "Батя" и издательством "Никея". Известные актеры, спортсмены, писатели, общественные деятели рассказывают о том, как, на их взгляд, лучше выстраивать отношения в семье, и какую радость дарит отцовство.