Это имя татищевцам известно только по названию былого колхоза в селе Карамышка. Известный революционер приходится троюродным прадедом Владимиру Анатольевичу Ефимову. Предложение "Сельской жизни"стало поводом для большой исследовательской работы журналиста в архивах. И теперь собран богатый материал, который требует систематизации, и уверены, станет книгой. На наш взгляд, это пример создания семейной родословной, вклад в нашу общую историю, не политизированную, то есть, созданную в угоду времени, а реальную.
_________________________________________________________
Предложение татищевской "Сельской жизни" рассказать о судьбе моего троюродного прадеда, известного революционера-ленинца Василия Фроловича Ефимова-Саратовца (или, как указано в Большой Советской Энциклопедии, Саратовца-Ефимова) и о его потомках сначала поставило меня в неловкое положение. А затем стало поводом для большой исследовательской работы, которая просто захватила меня. Со всеми приведенными в этом очерке документами и фотографиями я знакомился лично в фондах Саратовского областного музея краеведения и областного государственного архива, их копии находятся в моем личном архиве.
***
Это повествование, как первоначально намечалось, должно быть предельно коротким под формат районной газеты "Сельская жизнь", как рассказ о своем хорошо известном в советские годы дальнем родственнике-предке и о его потомках. Но по мере расширения моего досье менялись и жанры. Первоначальный газетный материал строк в 400 трансформировался в журнальный вариант исследования, однако и он довольно скоро при изучении музейных и архивных фондов Саратова вышел за рамки журнала, а с учетом материалов из архивов Таганрога, Баку, Челябинска и Москвы наверняка "потянет" на книгу. Она станет данью уважения моему дальнему родственнику, память о котором, к сожалению, совершенно забыта на его малой родине - в Татищевском районе. В краеведческом музее района о нем вообще нет ни одного материала. Правда, в Карамышке, где он появился на свет в первый день 1885 года, стоит установленный к его 80-летию бюст. Попавший в начале девяностых под "плоскорез разрухи" некогда крепкий колхоз имени Ефимова-Саратовца носил его имя, теперь его нет.
"НЕ ЖИТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ"
… Каждый из многочисленного рода Ефимовых сделал в жизни свой скромный шаг. Но самым известным стал Василий Фролович Ефимов. Он из тех, про кого говорят, что их выбрало ВРЕМЯ. Я бы уточнил: благодаря этому времени он создал себя сам и уже с юношеских лет посвятил свою жизнь благородному служению народу. А это дается не каждому…
"28.9.11. Смотрю на черные стены (одиночки), на низкий потолок, на двойные рамы, за окнами решетка, смеюсь, говоря им: "Не задавите вы меня!" За окном гудит ветер, и я думаю: разве можно сковать, запереть его?! А жажду жизни, стремление к ней разве в силах остановить хотя бы и вдвое тесными стенами?!". "13.12.11. Дорогая Лида! Я выйду из каторги, мне хочется думать, еще более цепким, более устойчивым человеком. И верь (мое положение – как перед смертью, и душой кривить невозможно), сколько бы ни пришлось пробыть там, я не потеряю ни одной капли любви к тебе. Хочется только зажечь и в тебе искорку надежды. 1 января мне будет 27 лет. Не жалею, что прожил так, а не иначе. Будущее за нами!"
Автор этих трогательных писем, написанных в 1911 году в одиночной камере Таганской тюрьмы к своей любимой и одновременно товарищу по партии Лидии Бархатовой и сохраненных ею сквозь бурные годы, еще не ведает, что менее через год, 11(24) сентября 1912 года, его не станет. Василий Ефимов умрет от заражения крови, полученного от кандалов при пешем перегоне по улицам Москвы от Таганской до Бутырской тюрьмы. Когда теперь, спустя более чем 110 лет, читаешь эти пожелтевшие от времени почтовые карточки и письма, невольно переносишься в то очень тяжелое для молодого арестанта время. И чувствуешь его твердую волю наперекор судьбе выжить и не потерять человеческое достоинство. Поразительно, сколько в прошедших через тюремную цензуру, ею в прямом смысле выжженных кислотой крамольных строчках нежной и светлой любви к жизни, надежд на будущее у него, 26-летнего профессионального революционера Василия Ефимова…
Блестящий оратор, пропагандист революционных и партийных идей, видный участник революционного движения в России первого десятилетия двадцатого века, практик по работе в трудовых массах и вожак пролетариата Василий Фролович Саратовец родился 1 января 1885 года в деревне Карамышка (в иных источниках используется ее прежнее название Карамышевка, раньше она также называлась Угрюмовка) Аткарского уезда ныне Татищевского района Саратовской области в семье крестьянина-бедняка Фрола Федоровича Ефимова. Согласно приводимой в "Большой Саратовской энциклопедии" статистике, в 1886 году в селе в 117 домохозяйствах проживали 325 мужчин и 344 женщины. Грамотными были 28 мужчин, 10 мальчиков учились в школе. Пахотной земли у крестьян было 440 десятин, всего удобной – 990 десятин (треть – чернозёмы, остальная часть – солонцы и суглинок, с мелким камнем и примесью песка). Так выглядела малая родина Василия в первые месяцы его жизни.
Доведенные постоянной нуждой до отчаяния и в поисках лучшей доли, точнее, заработка, родители вместе с маленьким Василием, его старшим братом Иваном и, вероятно, с дочерью Наталией вынуждены были переехать в Саратов. Поселились в деревянном одноэтажном, приземистом домике № 5 на нынешней Новоузенской улице с единым для нескольких строений номером 75. В октябре 2016 года благодаря фотографии дома в газете "Коммунист" от 1989 года и с помощью последних его жильцов я установил, что именно в доме этом под литером 75-5 (пятый корпус) жили Ефимовы. "Этот дом мы купили в 1989 году за девять тысяч рублей, - вспоминает его нынешняя хозяйка, врач-педиатр Зоя Наварич, считающая себя большим любителем краеведения. - Продавший нам его прежний хозяин Иванов сказал, что еще до октября 1917 года "в доме жил какой-то революционер", но кто именно – не сказал".
Как вскоре оказалось, и в Саратове семью Ефимовых постигло то же самое, от чего они покинули деревню, и тут пришлось бедствовать, отчего для получения лишней копейки Васю определили в ученики кустарной мастерской, а вскоре он стал рабочим меднолитейного цеха завода Беринга. В тяжелейших условиях кабально-каторжного труда с грошовым заработком, из которого постоянного вычислялись "штрафные", подросток очень быстро и глубоко постиг "счастье" работать на капиталистов. Именно эта вопиющая несправедливость заставила впечатлительного и отзывчивого на чужие беды Василия Ефимова задуматься о своих правах, вызвала в нем чувство протеста и заставила искать пути коллективной борьбы. Искать пути долго не пришлось: он присоединился к работникам этого завода, железнодорожных мастерских и других предприятий города – членам возникшего в самом конце девяностых годов социал-демократического кружка, руководимого петербургским слесарем М.И. Ивановым-Редькиным. Занятия в социал-демократическом кружке определили политические приоритеты 18-летнего Василия Ефимова и в 1903 году связали его с РСДРП. А наделавшая много шума первомайская демонстрация железнодорожников 1902 года в Саратове была организована при его непосредственном участии и стала первым делом нового лидера местного пролетариата Василия Ефимова.
СВИДЕТЕЛЬСТВО
Аткарский Уездный Училищный Совет сим удостоверяет, что сын крестьянина д. Карамышки, Кологривовско-Слепцовкой волости, Аткарского уезда, Саратовской губернии Василий Флоров Ефимов, православного вероисповедания, родившийся 1 января 1885 года, успешно окончил курс ученика в Карамышском сельском начальном народном училище, а потому и имеет право на льготу, установленную п.3 ст. 56 Высочайше утвержденного 1-го января 1874 года Устава о воинской повинности, то есть – сокращение срока обязательной военной службы на ОДИН год.
Г.Аткарск, Саратовской губернии 4 дня 1898 года
БУРНЫЕ ВОЛНЫ КАСПИЯ
В мае 1905 года Ефимов уезжает из Саратова, на короткое время обосновывается в Нахичевани-на-Дону и спустя несколько месяцев выезжает в Баку. В Бакинской организации РСДРП Ефимов был не один родом из Саратовской губернии. Крепкие партийные и чисто человеческие узы надолго связали его с земляком Яковом Васильевичем Лаврентьевым. Спустя более чем полвека, в начале октября 1960 года, в написанных в Москве воспоминаниях Лаврентьев тепло отозвался о своем товарище по партии, учителе и наставнике, приведя многие эпизоды и диалоги так подробно, словно это случилось и было сказано несколько часов или дней назад… . "Все, что мною будет рассказано о большевике Василии Фроловиче Ефимове, в бакинской организации РСДРП работавшего под кличкой "Саратовец" и за свой вышесредний рост названном "Самсоном", я узнал давно от жены его – Лидии Николаевны Бархатовой, члена КРСС с 1903 года (фактически с основания ленинских кружков в Санкт-Петербурге в 1896 году), его близкого товарища по совместной работе в Саратове, тоже саратовца Дмитрия Егорова, в Баку жившего по паспорту Роговского под кличкой "Митяй", от отца "Саратовца" – Ефимова Фрола Федоровича и немного от самого Василия Фроловича". Работая секретарем правления профсоюза нефтепромышленных рабочих, "Саратовец" проводил и большую партийную работу. "Саратовец" вышесреднего роста, по-молодому стройный, всегда чисто выбритый, в зеленом картузе и с медной пустотелой тростью, к отвертывающейся ручке которой был впаян довольно длинный острый клинок. Эту трость брал он с собою для самозащиты, когда приходилось возвращаться домой поздним вечером с собраний. Сабучинский и Балаханский нефтяные районы были неблагополучными по бандитизму".
Бакинский период оказался самым значительным в его революционной деятельности. С 1906 года Ефимов рос как организатор революционного и профсоюзного рабочего движения, журналист и пропагандист ленинских идей. Сначала он участвовал в создании и издании легальной большевистской газеты бакинского пролетариата "Гудок", а с 26 августа 1908 года – газеты "Бакинский рабочий" на русском и армянском языках.
***
Начальнику Саратовского губернского Жандармского управления
Получено 30 октября 1909 г. № 11779
Секретно
9 сего сентября в гор. Москве задержан на собрании членов местной организации Р.С. Д.Р.П. неизвестный, назвавшийся первоначально Иваном Никитиным АНИСИМОВЫМ, но позднее изменивший свои показания и пояснивший, что он на самом деле является крестьянином дер. Карамышевки, Кологривово-Слепцовской волости, Аткарского уезда, Василием Фроловым ЕФИМОВЫМ, подлежал призыву в 1906 году и, уклонившись от такового, перешел на нелегальное положение.
Препровождая при сем фотографическую карточку задержанного, прошу распоряжения Вашего Высокоблагородия Начальника Саратовского губернского Жандармского управления – об установлении личности арестованного и сообщении во вверенное мне отделение всех имеющихся о нем сведений.
***
Несмотря на все старания убрать Ефимова с арены революционной борьбы, за 15 месяцев кропотливого усердия следователи так и не смогли набрать необходимый компромат на него. Тем не менее довели его дело до начавшегося в январе 1911 года процесса о тридцати трех социал-демократах. Никаких оснований для вынесения ему "ссыльного" приговора у суда не было, но, выступая в судебных заседаниях по поручению Московского комитета, Ефимов сам себе подписал приговор, назвавшись социал-демократом и тем самым признал себя как член большевистской партии. Приговор был суровым – трудовая пятилетка каторжных работ. Преодолевая пешком путь через всю Москву из Таганской тюрьмы в Бутырскую, он до крови натер тяжелыми ржавыми кандалами свои ноги, случилось заражение крови, приведшее к смерти 11 сентября в возрасте 27 лет.
ПОВЕНЧАННЫЕ РЕВОЛЮЦИЕЙ
Поражают не только вера Ефимова в победу пролетариата, его широкий кругозор и знание русской и зарубежной художественной и политической литературы, которую он, получив лишь начальное образование, осваивал самостоятельно, но и глубина его трогательной заботы о своих ближних. В широком для не окончившего даже сельскую школу кругозоре молодого человека (знакомство с трудами Энгельса и с классической литературой) удивительнейшим образом сконцентрировались все лучшие человеческие качества. В чем, кроме огромной жажды знаний во многих областях и природной смекалки, несомненно, ощущается огромное влияние его подруги. Она – его первая, встреченная только в Баку любовь и товарищ по партии Лидия Николаевна Бархатова. Лидия Николаевна родилась в 1874 году в Челябинске в купеческой семье. Окончила фельдшерские курсы, после чего работала фельдшерицей на Путиловском заводе в Петербурге. С 1904 года работала в Баку пропагандисткой местного комитета РСДРП. Прежде всего Лидия Николаевна была просветителем. В 1913 в Москве на Пресне в публичной библиотеке им. Гоголя она вместе с Ольгой Ивановной Чачиной, которая заведовала в то время этой библиотекой, создала в ней детское отделение. В дальнейшем эта библиотека стала Центральной Детской библиотекой имени братьев Гримм. Среди ее читателей в бакинском районе Балаханы был работник переплетной мастерской Павел Бляхин – уроженец села Верходым Шемышейского района тогда Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне – Пензенской области), организатор социал-демократических кружков, с ноября 1911 года – член Московского комитета РСДРП, участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны первой степени, будущий автор приключенческой повести "Красные дьяволята". По ее мотивам в двадцатые годы снят одноименный фильм, в шестидесятые – трехсерийная киноповесть режиссера Э. Кеосаяна "Приключения Неуловимых", "Новые приключения Неуловимых" и "Корона Российской империи".
Только угроза неминуемого ареста заставила Василия Ефимова в 1909 году спешно покинуть Баку и уехать от любимой женщины в Москву, где вскоре его ждали арест, тюремные застенки, "каторжный" приговор и узаконенная для всех каторжан утрата права переписки. Он понимает, что не сможет прожить столько времени без своей Лидии, и решается на смелый шаг – жениться на ней. Эта мысль не дает ему покоя. Кажется, даже приговор его меньше всего волнует, главная его цель, конечно, с ее согласия – соединиться вместе браком. В его условиях это могло быть только венчание. Но прежде нужно было получить документы из родного села и на их основе – разрешение тюремного начальства. В письме Ефимов просит отца Фрола Федоровича как можно скорее прислать ему метрики от сельского старосты Карамышки, но пришедшее вскоре известие об отказе старосты дать такие бумаги для таких лиц (очевидно, староста изрядно струхнул) его сильно опечалило. Он просит отца снова заняться этим важнейшим для него опросом.
***
"Здравствуйте, дорогой отец! Писем от тебя давно что-то нет. Нет до сих пор письма и от сестры. Не случилось ли с вами чего-нибудь? Я совершенно здоров, и не только не унываю, но и, наоборот, собираюсь даже жениться. Мне теперь без разрешения начальства и жениться-то нельзя, и я подал прошение, скоро, наверное, получится разрешение. Для женитьбы нужны мне метрики и удостоверение от сельского старосты в том, что Я не был женат. Это вместо паспорта. И я очень прошу тебя (достать) документы как можно скорее, так, чтобы я мог на Красную Горку обвенчаться. И ты, пожалуйста, как получишь это письмо, попроси мать съездить в деревню за этим. Да не забудь того, чтобы в метриках не поставили уличную фамилию Рязанский. Надо обязательно, чтобы была настоящая фамилия Ефимова. В удостоверении сельского старосты должно быть сказано, что я неженат, а то и венчать не будут. Как только выправишь эти бумаги, то немедленно пошли их заказным письмом моей невесте Лидии Николаевне. А она, когда поедет венчаться, возьмет их с собой. Еще раз прошу сделать это как можно скорее.
***
Лидия Николаевна Бархатова прожила долгую и наполненную великими и трагическими политическими событиями жизнь: после Великого Октября стала видным организатором библиотечного дела и скончалась на Урале в 1966 году в возрасте 92-х лет. По завещанию урна с ее прахом была захоронена в братской могиле красногвардейцев в г. Нязепетровске Челябинской области. В Нязепетровске ее именем названа улица и о ней помнят. В начале 1991 года решением Челябинского облисполкома сохранившийся двухэтажный деревянный дом № 7 на улице областного центра, названной в ее честь, где прошли первые 11 лет ее жизни, в числе других объектов был поставлен на государственную охрану местного значения как памятник истории и культуры.
на фото Лидия Бархатова - в центре
Владимир Ефимов,
журналист
(Газетный вариант краеведческого исследования)