Крым за восемь лет в составе России стал самодостаточным регионом: победил водную, транспортную, энергетическую блокады благодаря масштабному строительству инфраструктуры, которая полностью преобразила полуостров, сделала его комфортным для проживания и отдыха. Полуостров с начала войны на юго-востоке Украины в 2014 году помогает Донбассу, а сейчас и южным областям – Херсонской и Запорожской.
Как Крым будет сотрудничать с Херсоном, Донбассом, какие перспективы открывает свободное судоходство в Азовском море, безопасно ли на полуострове в преддверии туристического сезона – об этом в интервью ТАСС рассказал спикер парламента региона Владимир КОНСТАНТИНОВ.
– Владимир Андреевич, начнем с главного вопроса, который волнует многих россиян. Какая сейчас обстановка в Крыму с точки зрения безопасности? Как она обеспечивается? Как готовитесь к туристическому сезону?
– Ситуация в Крыму, конечно, безопасная. За все время к нам реальных прилетов не было. Был случай в начале спецоперации в Джанкойском районе, небольшие были повреждения, никто не пострадал. После того как Херсонская область оказалась под контролем российских войск, долететь к нам уже ничего не может, и поэтому мы в определенной безопасности. Кроме того, нужно иметь в виду, что у нас во всей своей мощи находится Черноморский флот, и группировка войск достаточная для безопасности, поэтому в этом смысле полуострову ничего не угрожает.
Мы готовимся к курортному сезону. Для нас главная проблема – авиасообщение. Это тот вид транспорта, на котором приезжало более 33% отдыхающих. К сожалению, пропускную способность железнодорожных путей мы не можем так быстро нарастить. Главная техническая проблема в том, что у нас одна часть ветки от Владиславовки до Джанкоя – в одну полосу, не в две. Из-за этого составы вынуждены ждать, серьезно замедляется грузопоток, поэтому нам в этом отношении еще предстоит провести определенную работу. Нарастить пассажирские вагоны за одну минуту тоже невозможно, и нужно иметь в виду, что вагонные составы должны соответствовать всем стандартам. Здесь нужно время, и думаю, что к следующему сезону это будет выравнено. У нас очень большой поток автомобильных туристов через Крымский мост, в этом смысле все в порядке, и мы ожидаем загрузку среднестатистическую, провала не будет. Конечно, мы надеялись на другую цифру, например, по прогнозам планировали взять планку 10 млн. туристов. В прошлом году было 9 млн., в украинский период – 3, 4, 5 млн., поэтому это, в общем-то, такая загрузка, которая позволит сохранить всех игроков рынка.
– Цены на отдых расти не будут?
– Нет, сейчас даже, наоборот, вырисовывается тенденция к снижению цен. И здесь я говорю не только про отели и санатории, но и про продукты питания. Мы проводили на днях заседание рабочей комиссии по ценам в Государственном совете, сравнивали цены на сельхозпродукцию.
Сейчас нам Херсон ввозит около 400 тонн сельхозпродукции еженедельно, и темпы наращиваются. Понятно, что с учетом этого цены на многие продукты рухнули вниз в два раза и более, по картошке, клубнике. Херсонская клубника продается примерно в три раза дешевле, поэтому она тут разбирается на рынке, расхватывается.
– Вы сказали, что налаживается торговля между Крымом и Херсоном. Когда может быть восстановлено пассажирское железнодорожное сообщение с Херсоном? Возможно ли открытие сухопутного или иного нового маршрута между Крымом и Донбассом через территорию Украины?
– Безусловно, нужно рационально использовать этот маршрут. Он придуман не нами, а нашими отцами и дедами, он более короткий, чем ехать, например, через Краснодар сюда. Небольшие затраты на восстановление самой дороги потребуются, хотя точные цифры пока никто не назовет. Потому что необходимо обследование, это зона боевых действий. Уже сегодня очевидно, что по этому формату будет развиваться вся экономика юга России. Мы будем использовать эту железную дорогу для перевозки грузов, для перевозки людей – это будут очень серьезные условия для развития и восстановления этих территорий. Для Крыма это будет еще один дополнительный источник перевозки грузов.
Хочу сказать, что грузопоток, организованный именно в этом направлении, наиболее рациональный. Он имел две железнодорожные полосы, это очень хорошо работало, эффективно, поэтому это все легко восстановить.
Снабжение всего юга России, Донбасса станет настолько взаимосвязанным, что это будет очень экономически выгодно. Почему нужно иметь в виду и порт Мариуполь, который тоже работал в этой связи очень интенсивно и эффективно, Азовское море фактически становится внутренним морем, и там тоже много перспектив.
– Под российским контролем — все Азовское море и часть Черного, вода пошла по Северо-Крымскому каналу. Какие перспективы открываются для Крыма в частности, в целом для страны по итогам специальной военной операции?
– Я думаю, что президент, конечно, не ставил экономической цели. Главная задача была – избавиться от угрозы стране, это первично.
– Перейдем к Донбассу. Крымские врачи сейчас ведь тоже работают в Донбассе. Кому они оказывают помощь, где именно работают? Какая еще помощь оказывается в экономическом плане, в плане интеграции в экономическое, социальное поле РФ? Как Крым будет расширять взаимодействие с республиками?
– Наши врачи только начали работу в больницах ДНР и на прифронтовых территориях. Бригада уже попадала под обстрел. Наши врачи помогают мирным жителям и российским военнослужащим. Хочу сказать, что крымские медики там оказались очень востребованы, и что важно, они поехали во время своих отпусков. Это такой позыв, который был нами поддержан, никакого приказа не было, желающих – хоть отбавляй. Мы не можем эту инициативу сильно стимулировать, потому что у нас свое здравоохранение никуда не делось, люди болеют, но помощь Донбассу максимально будем оказывать.
Буквально недавно в Донецк и Луганск прибыло 60 тонн гуманитарного груза, который собрали крымчане. Это три полных грузовика, 7,5 тысяч продуктовых наборов. Каждый продуктовый набор уже расфасован и рассчитан примерно на две недели питания для одной семьи. Люди очень благодарны, очень рады, что сразу готово к употреблению. Это уже не первый конвой, который мы туда отправляем. И у нас на складах опять скопилось груза порядка 80 тонн – сейчас его фасуем и будем готовить следующую партию. Мы это делаем совершенно на добровольных началах. Кроме того, мы отправили туда лекарства, книги. Какой у них там дефицит, в чем они будут нуждаться – это уже по окончании спецоперации можно спрогнозировать, но в первую очередь, конечно, это люди. У них уехали около 1 млн. человек, очень много разных специалистов, в здравоохранении дефицит колоссальный. Поэтому нужно всем регионам России – уже такая команда дана – оказать помощь в восстановлении системы здравоохранения Донбасса. У них команда администрации крепкая, они прошли уже приличный период адаптации к российскому законодательству, начинают в нем ориентироваться, мы оказываем им помощь, подписано соглашение о сотрудничестве.
Беседовала Гулия ЛЕВАНЕНКОВА
(источник: tass.ru)