На землю Большого Икряного Лама приехал по просьбе калмыцкого населения из Элисты, чтобы прочитать молитвы "Трех драгоценностей" в память о предках и совершить ритуал подношения хранителям местности – Воде и Земле.
До войны на месте нынешнего молельного дома (бывшая территория Озерновского сельсовета) было поселение, находился хурул (храм), где проходили молитвы, обряды поклонения и приношения даров.
Время не оставило следов от некогда большого хурула, но не стерло из памяти старожилов (лекарей) место поклонения, религиозные обряды, культурные традиции калмыцкого народа.
Рассказывает гостья из Калмыкии, бывшая жительница села Карабулак Валентина Васильевна Чурюмова.
"В моей памяти сохранились рассказы старшего поколения о том, как жили наши предки, как проводили ритуалы подношения духам, как благодарили божеств за воду, землю, солнце… При переезде в Элисту я стала больше вникать в буддизм, исповедовать который можно любому человеку независимо от расы, национальности и места проживания.
Возникла идея возродить в нашей степи хурул. Посоветовалась с бывшими односельчанами и нашла горячую поддержку. Вместе с подругой Софьей Убушаевной Балдановой начали сбор средств на строительство храма: мы - в Элисте, жители Карабулака – на местах. Деньги сдавали не только калмыки, но и люди других вероисповеданий".
Невозможно, по словам Валентины Васильевны, перечислить всех, кто занимался сбором средств, строил храм, занимался его обустройством, охранял, ежегодно подновлял. Газетная полоса не вместила бы все фамилии помощников из Карабулака, Озерного, Джамбы, Восточного, Лиманского района. Вот и на этот раз, готовясь к приезду Ламы, все старались внести свой вклад: красили, убирали территорию, готовили казаны, собирали посуду.
К назначенному времени два автобуса с гостями из Калмыкии подъехали к хурулу. Следуя ритуалу, все присутствующие три раза обошли храм.
Церен Багши приветствовал собравшихся. На русском и калмыцком языках рассказал о ритуале подношения духам Воды и Земли, которые считаются истинными хозяевами местности. Человек должен жить в гармонии со средой, не загрязняя ее, украшая деревьями и цветами. Философия буддизма предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
Лама поблагодарил главу муниципального образования "Икрянинский сельсовет" Александра Вячеславовича Астафьева за уважительное отношение к представителям других конфессий, участие культурно-досугового центра с.Икряное в татарских, казахских, калмыцких, русских национальных праздниках, которые давно стали общими для всех национальностей, проживающих на территории района. А.В.Астафьев, в свою очередь, поблагодарил жителей степных сел за активное участие в общественной жизни Большого Икряного, стремление содержать села в чистоте и порядке.
Лама прочитал молитвы, призвав население избавляться от дурных привычек, совершать хорошие дела только от чистого сердца, радоваться счастью других людей.
Был совершен обряд приношения духу Воды. В костер, который развели мужчины, бросают сливочное масло, сметану, пшено, фрукты, благовония, выливается молоко, водка (это тоже делают мужчины). Затем группа молодых людей направилась к протекающему невдалеке ерику Грязный. На деревянном плотике в воду были спущены зажженная свеча, фрукты, полетели монетки в надежде на мир и благополучие.
На одном из ритуальных деревьев к веткам были привязаны разноцветные ленточки, флажки. Все действия направлялись на умиротворение природы, в память об усопших.
Затем всех без исключения присутствующих ждало настоящее калмыцкое блюдо, рецепт которого дошел до наших дней: махан-шультаган. Это простой, но и не совсем обычный суп из баранины. Куски свежей баранины с луком, картофелем варятся в одном казане. Когда кушанье готово, мясо складывается в одно большое блюдо. Картофель подается отдельно, так же как шурпа (сурпа). И, конечно, не обошлось без калмыцкого чая.
Никто, не исключая маленьких детей, не остался без сладкого угощения, которое принесли жители сел, следуя обычаю совершить благодеяние.
Церен Багши поблагодарил население за участие в Дне Большой Молитвы, и особенно супругов Манджиевых – Вячеслава Пюрбеевича и Светлану Бадма-Горяевну, взявших под свой контроль организацию и проведение национального обрядового мероприятия.