В 2019 году вступили в силу изменения в трудовом законодательстве, о которых полезно знать как работникам, так и работодателям.
1) Принятие Федерального Закона от 03.10.2018 № 350ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" повлекло за собой внесение в другие нормативные акты, в том числе в сфере трудовых отношений, в целях обеспечения механизма пенсионной реформы.
Так, Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации" Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен статьей 185. 1, устанавливающей гарантии работникам при прохождении диспансеризации.
В соответствии с изменениями, внесенными в Трудовой Кодекс, работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем.
Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 353-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2019 года.
2) Кроме того, Федеральным законом от 03.10.2018 N 352-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу с 14.10.2018, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 144.1, устанавливающей уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Наказание по данной статье предусматривает штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов. В соответствии с примечанием к ст. 144.1 УК РФ, под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина", уголовная ответственность по статье 144.1 УК РФ за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, наступает только в случаях, когда работодатель руководствовался дискриминационным мотивом, связанным с достижением лицом предпенсионного возраста. В случае если трудовой договор с работником был расторгнут по его инициативе, однако имеются доказательства того, что работодатель вынудил работника подать заявление об увольнении по собственному желанию именно в связи с его предпенсионным возрастом, такие действия также образуют состав преступления, предусмотренного статьей 144.1 УК РФ.
3) Статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая уголовную ответственность за невыплату заработной платы, дополнена положениями, предусматривающими возможность освобождения от уголовной ответственности в случае возмещения ущерба.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", работодатель, в отношении которого возбуждено уголовное дело о преступлении, предусмотренном частями 1 или 2 статьи 145.1 УК РФ (полная или частичная невыплата заработной платы) подлежит освобождению от уголовной ответственности при соблюдении следующих условий:
- он совершил преступление впервые;
- полностью погасил задолженность в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела;
- выплатил работникам проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в установленном законом порядке;
- в действиях виновного нет другого состава преступления.
Указанные изменения вступили в силу с 8 января 2019 года.
4) В числе нововведений также необходимо отметить нормы о дополнительных гарантиях в части предоставления ежегодных отпусков работникам – многодетным родителям.
В частности, согласно положениям статьи 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 11.10.2018 N 360-ФЗ и вступившей в силу с 22.10.2018, работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
5) Федеральным Законом от 27.12.2018 № 539-ФЗ увеличена сумма, которую можно взыскать напрямую через работодателя должника.
В настоящее время, в соответствии со статьей 9 Федерального Закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусмотрено, что исполнительный документ о взыскании периодических платежей или о взыскании денежных средств может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
При этом, в прежней редакции Закона № 229-ФЗ, максимальный размер долга, по которому взыскатель может сам направить исполнительный документ для удержания денег, составлял 25 тыс. руб.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным Законом РФ от 27.12.2018 № 539-ФЗ, сумма задолженности, которую можно взыскать взыскателю непосредственно путем направления исполнительного документа работодателю, увеличена до 100 тысяч рублей.
Изменения, внесенные Законом от 27.12.2018 № 539-ФЗ, вступили в силу с 8 января 2019 года.
6) Внесены изменения в законодательство, регламентирующее трудовую деятельность иностранных работников. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 N 216-ФЗ "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в случае приглашения на работу иностранного работника в порядке, установленном ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", организация-работодатель, являющаяся приглашающей стороной, обязана принимать меры по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в РФ в части соответствия заявленной им цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий, а также по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина за пределы РФ по истечении определенного срока его пребывания в РФ.
Непринятие приглашающей стороной установленных мер повлечет за собой наложение штрафа: на граждан - в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц - от 45 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
Кроме того, работодателям необходимо помнить о необходимости соблюдения требований ст. 13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части своевременного уведомления органа в сфере миграции о заключении трудового договора с иностранным работником, а также соблюдении требований Трудового кодекса Российской Федерации об особенностях формы трудового договора с такими работниками.
7) 2019 год станет завершающим для мероприятий, предусмотренных трудовым законодательством в сфере специальной оценки условий труда.
В частности, в соответствии со статьей 27 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена не позднее 31.12.2018.
В случае непроведения мероприятий по специальной оценке условий труда на рабочих местах работодатели могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, наказание по которой предусматривает предупреждение либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Исполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте может проверяться надзорными органами как в ходе плановых, так и внеплановых проверок.