Прессе предрекали скорую гибель еще несколько десятилетий назад – мощную конкуренцию ей составили сначала телевизионные СМИ, а потом и всемогущий интернет. Однако газеты и журналы до сих пор издаются и пользуются спросом у своей аудитории.
Но настоящим бичом для печатных изданий стал экономический кризис, повлекший снижение доходов рекламодателей и населения.
В канун дня рождения "Северо-Каспийской правды", справедливо задаться вопросом, за счет чего выживает районная газета.
Сегодня старейшее издание Икрянинского района, являющееся, в том числе и своеобразной визитной карточкой нашей территории — испытывает невероятное количество сложностей. Каждый следующий рабочий день для нас — это не просто рядовые будни, это непрекращающаяся борьба за выживание.
Перемены в нашем обществе принесли проблемы и в газетное дело. От федерального закона, который гарантировал поддержку СМИ, государство отказалось. Изменилась организационно-правовая форма собственности. Раньше редакции были государственными предприятиями, а сейчас стали коммерческими с небольшим бюджетом, с растущими расходами, уменьшающимися доходами. Теперь газета – это бизнес и, стало быть, должна приносить прибыль.
Но выжить на условиях самоокупаемости сегодня очень сложно. Мы работаем со многими рекламодателями. Их география широка, если кто-то постоянно отслеживает рекламу. Но при всем этом половину нашего бюджета составляют контракты с органами государственной и представительной власти Астраханской области, администрациями муниципалитетов Икрянинского района, организациями и предприятиями – мы печатаем документы, нормативно-правовые акты и другую официальную информацию.
Это нормально, ведь люди имеют право знать о жизни своего района, и им интересна эта информация, а значит, она нужна. Наши читатели из сел узнают о жизни в районе и области и наоборот. Ведь мы пишем о жителях и событиях.
Большая часть наших читателей – это люди старшего поколения. Не у всех из них есть доступ в интернет. Сегодня подписка довольно дорогая, и зачастую икрянинцы сами приходят в редакцию, чтобы купить газету. Они делятся новостями и мнением о прочитанном, хвалят и ругают. Людям нравится брать газету в руки, видеть напечатанные фотографии важных для них мест или событий, поэтому для наших читателей сайт не заменит бумажную версию.
Проанализировав расходную часть, становится видно, что одна из главных статей расходов – полиграфические затраты, в том числе цена на бумагу, налоги, коммунальные услуги.
Целлюлозные заводы, к сожалению, регулярно поднимают цену на свою продукцию, соответственно увеличивается и итоговая стоимость печати. До каких пределов будет расти стоимость бумаги, прогнозировать сложно.
Золотые годы печатной прессы, конечно, в прошлом. В советское время газета была в каждом доме, выходила три раза в неделю, тираж составлял около 10 тысяч экземпляров. И она действительно была единственным источником информации: не было ни телевидения, ни интернета. В 90-е годы все закончилось: людям надо было думать, как выжить, им стало не до чтения газет. Поэтому районным газетам пришлось учиться жить по-новому. Многие издания не смогли приспособиться к новым реалиям, но наша газета выстояла. Правда тираж её ничтожно мал и составляет 1200 экземпляров.
Последние годы мы, как и все общественно-политические, а не рекламные и развлекательные издания, выживаем. Несмотря на рекламные доходы и продажи, нас, безусловно, спасает районная и областная поддержка.
Что мешает развиваться печатным СМИ? Сегодня более 70 процентов от подписной стоимости печатного издания забирает "Почта России" – такого нет ни в одной сфере бизнеса. Но именно такова плата за доставку газет подписчикам. Правда, взятых на себя обязательств по качественной и своевременной доставке почта не выполняет. Нам почти каждый день звонят люди с жалобами: "Мы больше не будем выписывать вашу газету, нам её не носят!" Так мы теряем читателей, которые, кстати, готовы платить немаленькие деньги за газету!
Высокие почтовые тарифы, растущие цены на бумагу и отсутствие налоговых преференций для издателей – решение этих главных проблем могло бы изменить ситуацию в печатной отрасли. Но, увы…
Несмотря на вечную борьбу за выживание, оптимизацию и пессимистические прогнозы, мы заявляем : не спешите нас хоронить. Пока сельчане хотят получать качественную и достоверную информацию, пока икрянинцы покупают, выписывают и ждут любимое издание – газета будет жить. У нас есть своя аудитория, и мы ей нужны.
Несмотря ни на что, и вопреки всему, я поздравляю коллег, ветеранов редакции и типографии, многочисленных внештатных корреспондентов и читателей с нашим общим праздником – 88-летием со дня выхода первого номера районной газеты, искренне желаю всем здоровья и благополучия, а "главной виновнице торжества" – успехов, достатка и процветания!