В последнее время в современной высшей школе активизируются и актуализируются проблемы воспитания студенческой молодежи, ведется интенсивный поиск нормативно-правовой базы статуса воспитания. Если еще недавно инновационные поиски в области теории и практики воспитания студенчества носили единичный характер ввиду отрицания советской системы, то сегодня наблюдается значительное расширение этой тематики в научно-исследовательских проектах, а многие теоретические положения и концепции воспитания получают господдержку.
Традиционно считалось, что предназначение вуза – передача знаний, умений и навыков, а задача обучающихся – эти знания получать и достоверно воспроизводить. При этом очень часто упускалась из виду задача воспитания личности, умеющей самоопределяться и действовать в различных ситуациях, сохраняя свои духовно-нравственную основу и гуманистические мировоззренческие принципы. Поэтому в настоящее время одной из самых злободневных проблем высшей школы являются создание воспитательной системы, разработка и внедрение современных методов, форм и приемов гармоничного развития студенческой молодежи. Для ее решения необходимы научно-теоретические исследования, практические материалы и методические рекомендации, раскрывающие особенности воспитания современного студенчества. Исходя из этого, историк А.А. Магометов и педагог Б.А. Тахохов в своей монографии "Воспитательная работа в современном вузе" подробно описывают основные идеи и принципы психолого-педагогического и духовно-нравственного взаимодействия преподавателей и студентов, раскрывают особенности адаптации студентов к вузовским условиям, дают конкретные рекомендации кураторам академических групп, руководителям студенческого самоуправления, преподавателям и организаторам воспитательной работы.
Таким образом, объектом изучения в монографии является современная воспитательная система вуза, в которой находят место совокупность воспитательных мероприятий на уровне учебной группы, факультета и всего образовательного учреждения, общность индивидуального и коллективного творчества, деятельность отдела по воспитательной работе, руководителей учебных подразделений и кураторов академических групп. Авторы обстоятельно рассматривают этапы становления обучающихся: 1) освоение положения студента; 2) подготовка к социокультурным ролям интеллигенции. При этом к первому адаптационному периоду относятся такие факторы, как врастание первокурсника в жизнь университета, освоение вузовской нравственной и психологической микросреды, этических норм и иных аспектов студенческого образа жизни. В этот момент особенно важными являются устранение неравномерности в духовно-интеллектуальном и нравственном развитии, формирование новых социокультурных поведенческих потребностей и ориентаций. Во второй период, по мнению ученых, происходят кристаллизация морального знания теории, специальная подготовка к внедрению духовного начала в учебу, быт, развитие элементов нравственной деятельности во всех видах производственной практики, закладка основ перспективной программы этического развития, имеющего в идеале непрерывный характер.
Социально-экономические реформы в стране значительно изменяют все стороны жизни российского общества, в том числе и систему образования, повышают интерес к ее социальному и духовному назначению. Это обусловлено тем, что вместе с определенными позитивными результатами выявляются негативные факторы, искажающие нравственное сознание населения, особенно молодежи, которая в этих условиях довольно часто обнаруживает гражданскую и волевую незрелость, инфантильность, размытость и неопределенность мировоззренческих основ. В условиях, когда мерилом полноценной жизни становятся успех, богатство, деньги и связанные с ними возможности, человек нередко попадает в пустоту и ощущает бесцельность своего существования. В этом контексте именно воспитание нравственной культуры является ведущим звеном, сердцевиной развития обучающихся. Отечественный философ И.А. Ильин писал: "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке "волка".
Воздействие на студентов организованной деятельностью воспитательной системы вуза осуществляется на теоретическом и практическом уровнях: соответствующие знания, обогащающие память, должны воплощаться в практической деятельности. Именно формирование нравственных убеждений, профессионально важных качеств, способностей, компетенций студентов следует признать одним из ведущих направлений деятельности всего вузовского образовательного процесса. Переход к современной системе подготовки студентов предполагает:
а) осознание студентами цели и смысла своей учебно-познавательной деятельности путем освобождения от всех форм потребительски-созерцательного сознания;
б) построение в вузе подлинных индивидуальных гуманистических отношений, где эффективность образовательного процесса определяется способностью научно-педагогических работников и обучающихся к диалогическому взаимодействию;
в) замену "ритуального" (С.Л. Рубинштейн) профессионально-догматического поведения участников образовательного процесса на концептуальное.
Развитие профессиональной компетентности студента в гуманистическом пространстве воспитательной системы вуза дает возможность и преподавателям, и студентам искать и находить такие отношения, которые стимулируют расширение сферы сознания, способствуют повышению мотивации образования с целью приобретения в профессиональной деятельности собственного индивидуального смысла. Таким образом, актуальность исследования заключается в следующем:
1) необходимость реализации гуманистической парадигмы образования в современной высшей школе детерминирует раскрытие сущностных характеристик развития профессиональной компетентности студентов;
2) возросла потребность общества в работниках, владеющих профессиональными знаниями и умениями на уровне современных требований социально-экономического развития страны и имеющих соответствующую нравственную культуру;
3) основным условием и предпосылкой модернизации системы высшей школы является осознание того, что профессиональная деятельность все более обретает духовно-нравственную, гуманистическую направленность.
Целью работы являются обоснование концепции воспитательной системы и реализация компетентностного подхода в современной высшей школе.
Методологию работы составили: а) компетентностный подход с центральным понятием "профессиональная компетентность специалиста"; б) гуманистический и аксиологический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательно-воспитательного процесса; в) коммуникативный и личностно-деятельностный подходы к вузовскому образованию; г) системный подход к анализу профессиональной деятельности и подготовке специалистов в высшей школе; д) философские и психолого-педагогические положения о самостоятельном личностном и профессиональном развитии человека.
Для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: теоретический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, дидактической литературы по теме исследования и нормативно-правовых актов и документов, относящихся к вузовскому образованию; изучение и обобщение передового педагогического опыта; моделирование; интерпретационные методы – описание и сравнение; опрос; педагогическое наблюдение.
Научная новизна настоящего исследования обусловлена представленным в нем моделированием процессов модернизации образовательной системы: обновление содержания, внедрение новых педагогических технологий, продвижение идей создания многоуровневой системы высшего образования, создание университетских комплексов. Актуальными становятся такие направления его деятельности, как использование опыта зарубежных коллег, вхождение в европейское и мировое образовательное пространство, интеграция наиболее современных и эффективных информационных технологий с традиционными методами обучения, междисциплинарный подход к обучению, внедрение дистанционного обучения, учет рынка интеллектуального труда, запросов и потребностей студентов в соответствии с их возможностями и способностями: 1) впервые на концептуальном уровне раскрыты особенности воспитательной системы вуза в контексте компетентностного подхода и формирования профессиональной компетентности студентов; 2) обоснованы теоретические и педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь профессиональных знаний и умений на уровне современных требований социально-экономического развития страны и соответствующих культурно-нравственных ценностей; 3) разработана концепция развития мотивационно-ценностных установок студентов в воспитательной системе вуза с учетом актуализации студенческого самоуправления в формировании российской гражданской идентичности.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для совершенствования подготовки специалистов современного типа, модернизации учебно-педагогического процесса, воспитательной системы вуза, обновления содержания нормативной базы образования, создания новых программ, учебных пособий, научно-методических рекомендаций. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии и тактики создания воспитательных систем, формировании профессиональной компетентности студентов и учащихся средних профессиональных учреждений. Теоретические материалы и практические рекомендации, изданные по результатам исследования, в силу своей универсальности могут найти применение на факультетах повышения квалификации преподавателей вузов, кафедрах педагогики и психологии в высшей школе.
Данная работа имеет значение и для развития теории и практики профессионального образования, а именно:
1) для построения содержания обучения, ориентированного на формирование практического профессионально ориентированного мышления студентов с апелляцией к реалиям сегодняшнего дня в их социально-правовых и морально-этических контекстах;
2) для формирования у студентов нравственной культуры, российской гражданской идентичности, механизмов самообучения и самовоспитания через организацию специальной воспитательной системы, соответствующей парадигме компетентностного подхода;
3) для обучения студентов решению проблем в условиях, в которых эти проблемы проявляются;
4) для разработки индивидуальных образовательных технологий с опорой на личностные и когнитивные особенности студентов, их жизненные цели и смыслы;
5) для использования технологий, построенных на основе компетентностного подхода: имитация профессиональной деятельности на занятиях, решение практико-ориентированных проблем, создание проблемных ситуаций, стимулирующих выбор решений;
6) для разработки индивидуальных учебных планов, построенных на компетентностной основе.
В монографии даются методы реализации системы непрерывного образования, которые призваны решить целый ряд актуальных задач: создание благоприятных условий для максимального интеллектуального и культурно-нравственного развития личности, постоянное совершенствование и качественное обновление учебного процесса, обеспечение социальной защиты студентов, реализация принципов демократизации и гуманизации. Среди ведущих функций современного высшего образования авторы выделяют:
– гуманистическую (подготовка специалистов, имеющих яркую гуманистическую направленность);
– аксиологическую (сохранение и обогащение ценностей национальной, российской и мировой культуры);
– социокультурную (овладение культурой своего народа в многообразии связей с культурами других народов и мировой культуры в целом);
– социально-адаптивную (адаптация к окружающему социуму и особенностям профессиональной деятельности);
– социально-мобильную, стратификационную (обретение человеком нового статуса, переход в другую страту);
– инновационную (обновление арсенала знаний и способов деятельности человека);
– социально-интегративную (включение молодых людей в интегративную образовательно-научно-производственную деятельность);
– прогностическую (раскрытие перспективы профессионального развития и личностного роста).
Материал исследования достаточно богат: его составляют инновационные изменения, происходящие в системе высшей школы, которые А.А. Магометов и Б.А. Тахохов характеризуют как системные и структурные. Они выдвигают гипотезу о том, что студенческая молодежь – это не только объект воспитательного воздействия, но и субъект социального действия, профессионального творчества и социокультурного обновления, поэтому любое позитивное влияние на нее со стороны вузовских структур будет эффективным только в том случае, если это взаимодействие станет происходить в формате субъект-субъектных отношений, как сотрудничество и сотворчество в процессе равноправного диалога и полилога.
Тема выдвигаемой на премию монографии, безусловно, актуальна. На наш взгляд, она обусловлена следующим. Воспитательная работа в условиях функционирования современного вуза представляет собой интересный объект для анализа в рамках общей теории высшего образования, поскольку является достаточно новой для исследования проблемой. Воспитательная работа в эпоху глобализации требует всестороннего изучения.
По нашему убеждению, А.А. Магометов и Б.А. Тахохов в своей работе достигли поставленной цели, заключающейся в определении двух противоборствующих тенденций: "одна – сохранение приоритета нравственности, другая – главное – знание, а все остальное – от лукавого". В исследовании известных ученых целесообразными признаны следующие принципы:
– принцип социальной детерминации и политкультурности означает определение актуальных и перспективных целей и задач, содержание образовательных программ, их связь с национальными и рациональными особенностями, этнической культурой, с ценностями поликультурного образовательного пространства;
– принцип гуманизации и психологизации деятельности вуза характеризуется направленностью образовательного процесса на учет индивидуальных особенностей студентов, их ценностных ориентаций, запросов и потребностей;
– принцип преемственности и непрерывности связан с научным анализом и использованием в образовательном процессе педагогического наследия прошлого, опыта и наработок других вузов, теории и практики вузовского образования наиболее развитых стран;
– принцип коллективизма и корпоративности предполагает стимулирование каждого члена коллектива к заинтересованности в успехе вуза, своего факультета, учебной группы, поддержание и развитие традиций, уважение к истории вуза, его видных деятелей.
Основательное исследование А.А. Магометова и Б.А. Тахохова является вкладом в развитие воспитательной работы в современном вузе.
В целом рецензируемая монография, безусловно, заслуживает высокой оценки как в научном, так и в прикладном плане. Результаты исследования можно использовать в вузовских курсах, посвященных проблемам педагогического образования и университетского воспитания. Разработанные материалы для тренингов, направленных на совершенствование воспитания студентов, могут быть применены при определении самооценки и интерпретации результатов тестирования, а также при создании игровых ситуаций для развития эмпатии (в переводе с греч. – "страсть", "страдание", "чувство") – осознанного сопереживания текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.
Фундаментальное исследование А.А. Магометова и Б.А. Тахохова содержит основные идеи и принципы психолого-педагогического и духовно-нравственного взаимодействия преподавателей и студентов, привыкания к вузовским условиям, дает конкретные рекомендации кураторам академических групп, руководителям студенческого самоуправления, организаторам воспитательной работы на факультетах. Данный труд будет полезен и тем студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам педагогических специальностей, которые занимаются исследованиями в этой области.