В отчете о заседании "СО" пообещала сделать их подробный обзор, который сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
Сразу шесть вопросов в сфере ЖКХ представил на заседании совета зампредседателя профильного комитета Вадим Суанов. Среди них особого внимания заслуживают четыре законопроекта, предлагающих внести изменения в Жилищный кодекс, и одно обращение.
Первый законопроект предлагает внести изменения в ст. 160 кодекса и установить в стране единый перечень ЖК-услуг, расходы на которые компенсируются государством льготным категориям граждан. С начала прошлого года компенсации выплачиваются за фактически потребленные объемы услуг, перечень которых для разных категорий льготников устанавливают сами субъекты федерации.
В итоге в одних регионах одни и те же категории льготников получают компенсации за некие услуги, а в других нет. Проект закона предлагает унифицировать права льготных категорий на компенсации ЖК-услуг по всей стране.
Единая структура компенсаций должна включать плату за наем и (или) за содержание жилого помещения и на общедомовые нужды; взнос на капремонт и плату за фактические потребленные объемы коммунальных услуг не выше их нормативного потребления.
Законопроект также предлагает ввести в кодекс отсутствующее в нем определение норматива потребления ЖК-услуг.
Вторая законодательная инициатива предлагает установить в ст. 157 кодекса приоритет метода аналогов перед расчетным методом при определении объемов нормативов потребления коммунальных услуг в домах без общедомовых счетчиков. Понятно, что от объема нормативов зависит наша плата за услуги.
Метод аналогов – это определение нормативов потребления услуг на основе показаний их потребления в аналогичных домах с общедомовыми счетчиками. Рассчитанный этим методом норматив максимально приближен к фактическому потреблению без его завышения, а значит, и завышения платы за услуги.
И хотя федеральные правила установления и определения нормативов потребления ЖК-услуг говорят о приоритете применения метода аналогов, органы исполнительной власти субъектов РФ в большинстве случаев используют расчетный метод.
На изменение ситуации в пользу граждан и направлена инициатива.
Третий законопроект предлагает освободить от уплаты взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов собственников жилья в домах, не включенных в соответствующую региональную программу на основе ст. 168 ЖК РФ. В ней речь идет о двухквартирных домах и зданиях с износом более 70% и стоимостью капремонта, превышающей утвержденную законом субъекта РФ.
Четвертая законодательная инициатива касается недобросовестной деятельности управляющих компаний (УК).
Несмотря на процедуру лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД), ситуация по расчетам за коммунальные ресурсы со снабжающими организациями остается сложной. Но даже критическое неисполнение обязанностей по расчетам не является основанием для ограничения деятельности УК.
По одним правовым документам расчеты со снабжающими организациями являются лицензионным требованием к УК, по другим – нет, и суды не видят состава правонарушения в действиях УК.
Проект закона предлагает дополнить перечень лицензионных требований к УК в ст. 193 кодекса требованием об отсутствии у них долгов за коммунальные ресурсы, а ст. 199 – положением об аннулировании лицензии в случае неисполнения обязанностей по расчетам за ресурсы за 3 и более месяца.
И, наконец, члены Совета парламента поддержали обращение депутатов Астраханской области к правительству страны об актуализации правил поставки газа для населения. В нем говорится о большом потоке жалоб граждан на начисление им платы за газ по нормативам потребления, хотя у них есть признанные годными счетчики.
А причина – в названных правилах. По ним демонтаж счетчиков для поверки или ремонта осуществляет организация, с которой абонент заключил договор о техобслуживании, в присутствии поставщика газа, фиксирующего показания счетчика и сохранность пломб.
Однако в правилах не урегулированы вопросы демонтажа счетчика в случае его замены на новый, а также присутствия поставщика газа в случае замены, ремонта или поверки счетчика.
При этом замена счетчика производится в отсутствие поставщика газа, и установленный прибор учета с пломбой завода-изготовителя и специализированной организации остается неопломбированным и не введенным в эксплуатацию поставщиком.
Также подпункт "б" п. 22 правил гласит, что поставщик газа обязан осуществлять установку пломбы в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявки абонента, однако правовых последствий в случае задержки не предусмотрено.
Это позволяет поставщику начислять абонентам плату за газ по нормативам потребления, в большинстве случаев превышающую реальный расход. Фактически граждан принуждают платить за неиспользованный ими газ.
Все это и заставило астраханских депутатов обратиться к правительству, а наших – поддержать коллег.