Однако столицу республики Цхинвал и основные населенные пункты удалось отстоять, когда были введены, по сути, впервые в постсоветской летописи миротворческие силы, ставшие для населения ЮО настоящими спасителями, героями и гарантами мира. Так 14 июля для республики стал красным днем календаря.
Тогда, в 1992 году, миротворческие силы буквально остановили истребление мирного населения. Спецконтингент состоял из трех мотострелковых батальонов – России, Грузии и Северной Осетии. Североосетинским батальоном два первых и самых острых месяца командовал генерал-лейтенант Станислав Суанов:
– Даже сегодня тяжело вспоминать тот кошмар. Шло кровопролитие – убийство стариков, детей, женщин, и смотреть на эти слезы и страдания было просто невыносимо и страшно. При этом число беженцев исчислялось десятками тысяч. Плюс – фактически Грузией была введена экономическая блокада республики, товары везли с российской территории, из Северной Осетии. В той ситуации, сегодня уверенно можно сказать, беспрецедентная миротворческая акция 1992 года в Южной Осетии была судьбоносной. Это был первый по тем временам ввод спецконтингента в новейшей российской истории. Потом были Дагомысские договоренности, где в составе делегации от Северной Осетии я был свидетелем того, как Ельцин и Шеварднадзе при участии Галазова и Кулумбегова подписывали мирные соглашения. Буквально через три недели после этого, 14 июля, полностью сформированный осетинский контингент, укомплектованный на территории Владикавказа, вошел в Цхинвал. А через день миротворцы заняли свои позиции на заранее спланированных блокпостах, на всей территории разграничения, которая была введена между конфликтующими сторонами. Особенность той уникальной операции заключалась в том, что миротворческие силы были сформированы из самих конфликтующих сторон – грузинской и осетинской. Был и российский батальон, который также там присутствовал, но выполнял задачу, скорее, резервную, на случай обострения ситуации. Если бы что-то произошло, они бы вмешались. Самое главное – в короткие сроки удалось остановить кровопролитие. Это основная задача, которую мы выполнили.
Параллельно решались и другие задачи – гуманитарного характера: обеспечить людей продуктами питания, жизнедеятельность объектов жилищно-коммунального хозяйства, запустить водопровод и в короткие сроки – хлебзавод, начав снабжать население хлебом. Особенно важную роль сыграл в той операции Сергей Шойгу, к которому по сей день с особой благодарностью относятся и в Южной Осетии, и здесь, в Северной, за то, как была спланирована и организована та миссия.
Наш контингент, тогда их принято было называть батальонами, на первом этапе собрал 800 человек, и он не только выполнял миротворческие задачи на постах, но и обеспечивал провизией. Сформировали его здесь, в Северной Осетии. Одну роту укомплектовали на базе республиканской гвардии, которую мы готовили для других задач, другая состояла из добровольцев, третья – из выходцев из Южной Осетии, а также беженцев из регионов Грузии. Одним словом, недостатка в желающих не было, нам было из кого выбирать. Что поразило, когда мы вошли в Цхинвал, так это опустевший город, из которого как будто ушла жизнь. Конечно, когда люди узнали, что мы идем, они высыпали на улицы, встречали нас как долгожданную помощь, аплодировали, падали на колени, говорили, что мы их спасители. Но обстановка была, конечно, удручающей.
Проезжая через населенные пункты, читали в глазах людей, что они видят в нас последнюю надежду. Я так думаю, если бы не вошли тогда миротворцы, вряд ли бы осетины сегодня проживали на этой территории, потому что политика массового истребления осетинского народа, которую вело тогдашнее националистическое руководство Грузии, конечно, ни к чему иному привести не могла.
Роль Северной Осетии тогда, 25 лет назад, оказалась не просто значимой – решающей. Осознав, что происходит на Юге Осетии, население буквально подтолкнуло руководство России к вмешательству в конфликт. Верховный Совет Северной Осетии вынужден был обратиться к Москве практически с ультиматумом: республика оставляла за собой право выйти из состава федерации и оказать помощь южным братьям. Все эти факторы повлияли на дальнейший ход событий. В первой половине июня 1992 года комиссия Верховного Совета РФ после изучения ситуации предложила Совету безопасности России принять меры по прекращению огня и предупредить Грузию о возможных последствиях.
Сегодня Южная Осетия – надежный сосед России. 10 июля этого года по приглашению министра иностранных дел России Сергея Лаврова состоялся рабочий визит в Москву министра иностранных дел Южной Осетии, в рамках которого были обозначены перспективы и планы дальнейшего сотрудничества двух государств. Эта встреча даст новый импульс развитию партнерских и дружеских отношений между государствами на основе взаимного доверия, открытости и надежности, уверен министр иностранных дел Республики Южная Осетия Дмитрий МЕДОЕВ, который также поделился с нами мнением об операции Смешанных сил по подержанию мира:
– В Южной Осетии высоко оценивают миротворческую операцию 1992–2008 годов, основанием для которой стали известные соглашения, подписанные в Дагомысе 24 июня 1992 года. В результате уже 14 июля в Южную Осетию были введены российские воинские формирования. Специально созданные для таких целей, они призваны были восстановить мир и поддерживать правопорядок в зоне вооруженного конфликта, осуществлять мониторинг коридора безопасности. Это была уникальная операция, так как совместно с российскими военными в ней принимали участие грузинский и осетинский батальоны. Благодаря этому удалось остановить кровопролитие и приступить к мирным переговорам. Ситуация изменилась в 2003 году – с приходом к власти Саакашвили, когда грузинская сторона стала устраивать провокации против миротворцев и даже совершила вооруженную агрессию в 2004 году. Миротворческая операция завершилась в августе 2008 года, когда грузинские войска вторглись в Южную Осетию и атаковали казармы миротворческих сил.