[B]Уважаемый Ацамаз! Ваше письмо наша газета, конечно же, публикует, и делаем мы это по двум причинам. Во-первых, ваше имя затронуто в нашей предыдущей публикации, и вы этим упоминанием не вполне довольны. [/B]
Ваше право – представить читателю свою развернутую точку зрения на неустроившее вас изложение ситуации вокруг фильма с условным названием "Уничтожение террориста". Вторая причина – это возможность уже для меня как главного редактора попытаться изложить свою собственную точку зрения. На вашу позицию и на позицию тех людей, которые вас поддерживают.
На территории Осетии снимали и будут снимать кино. У нас удобная для этого дела кинематографическая площадка, да к тому же и намоленная десятилетиями. На нашей земле снято неизвестное, но огромное количество киноэпизодов из сотен популярных и не очень советских, российских и зарубежных фильмов. О многих в республике уже и не помнят, некоторые никто даже не видел – ни в прокате, ни по телевидению.
Знают ли наши даже и большие любители киноискусства, что классик советской режиссуры Станислав Ростоцкий снимал у нас своего "Героя нашего времени"? Помнят ли, что в прокуренном номере гостиницы "Интурист" великий Микаэл Таривердиев сочинял музыку к фильму Северо-Осетинского телевидения "Последний снег"? Тот самый Таривердиев, впоследствии прославившийся мелодиями и песнями из "Семнадцати мгновений весны"... Кстати, фильм этот, давно ставший классикой нашего телекино, некоторые обвиняли в "гламуризации", как бы сказали сегодня, образов врага… Да, там показаны звери, но в сильно человеческом облике. Как, собственно, и бывает в реальной жизни. К сожалению. Обаятельный гитлеровский преступник Шелленберг в исполнении Олега Табакова, не лишенный своеобразного палаческого юмора шеф гестапо Мюллер, фантастически сыгранный Леонидом Броневым… Где те критики? А "Мгновения…" до сих пор воспитывают молодое поколение в духе ненависти к гитлеровскому фашизму, учат узнавать в лицо негодяев, изуверов, клятвопреступников.
В том старом и не очень хорошо известном молодежи фильме Рубена Мурадяна "Последний снег" любимейший нашим народом певец Елкан Кулаев сыграл отрицательную роль. Роль предателя Родины, ставшего во время фашистской оккупации Алагира редактором коллаборационистской газетки. Убедительно сыграл. Так, как положено классному актеру. Образ предателя остался на экране, к Елкану Владимировичу не приклеился. Народный артист РСФСР Кулаев остался в народной памяти великим мастером музыкального театра, непревзойденным исполнителем любимых песен.
В 1988 году в столице Северной Осетии случился первый в современной истории республики террористический акт. Бандиты, ведомые Павлом Якшиянцем, захватили автобус с детьми, школьниками 42-й орджоникидзевской школы. Ситуация тогда разрешилась благополучно, жертв не было. Через два года на местах событий известный кинорежиссер Георгий Натансон (прославившийся экранизацией популярной пьесы Эдварда Радзинского "Еще раз про любовь") снимал фильм "Взбесившийся автобус". Великим кино не получилось, но воспитательную роль свою выполнило. Главный положительный герой – полковник КГБ, которого сыграл Ивар Калныньш, на экране (как и ранее в жизни) весьма убедительно переиграл главного негодяя. Его, к слову, совсем не слабо представил популярный в 90-е актер Игорь Бочкин…
К чему я все это описываю? Да вот к чему. Кино – не только развлекатель, но и воспитатель. Напоминатель, если хотите. Актер и его персонаж – не одно и то же. За преступлением всегда следует наказание. О преступниках помнят, что они преступники. Приходится помнить. Не удастся забыть.
О том, что изверг рода человеческого Шамиль Басаев разорван дистанционно управляемой миной в клочья, мне сообщил "весьма осведомленный источник" практически сразу по завершении специальной операции. С подробностями. Я об этом своим детям рассказывать не могу, но они должны знать правду о преступнике и о тех, кто его уничтожил. Если кино у мосфильмовцев получится хорошее, пусть они узнают о б этом из кино. Как я лет сорок с лишним тому назад узнал из кино, как наш разведчик Исаев обыграл умных извергов Шелленберга и Мюллера.
Добро побеждает сперва в жизни, а потом в кино.
Но все-таки эта история не только про кино. Наше общественное мнение сегодня фрагментировано, рядом уживаются (или не уживаются) подчас диаметральные точки зрения на одни и те же проблемы. Часто абсолютно идентичные ситуации в одной и той же голове спокойно получают "принципиальные", но антагонистические оценки. Скажем, "50 оттенков серого" – запретить. А "Меч короля Артура" с зашкаливающим уровнем кровищи на экране – разрешить. Памятник Коста Хетагурову – убрать, памятник Билару Кабалоеву – поставить. Лермонтов – враг осетинского народа. Штыб – друг осетинского народа…
Не слишком ли легковесно мы относимся к собственным словам? Не слишком ли серьезны к самим себе?..