Одно из мест дислокации патруля ДПС по г. Владикавказу – площадь Штыба. Тонированы стекла практически каждого второго транспортного средства, некоторые – наглухо. Самые светонепробиваемые – владельцы югоосетинских номеров. Остановить их, конечно, можно, однако заставить снять тонировку с транспорта, зарегистрированного на территории иностранного, как бы это ни резало слух, государства – нельзя, если таможенный ввоз оформлен менее чем на год. Они не подпадают под действие техрегламента, а соответственно, и спросить за то, что регулируется российским законодательством – неправомерно.
Те же, на кого распространяются российские законы, зачастую с ними не согласны, бурно отстаивая свое право на тень. Запал, правда, тут же гаснет, когда просишь водителя рассказать для газеты, чем он недоволен: "Ничем, все нормально, все в рамках закона". Закон, к слову, не суров: штраф 500 рублей, а если снять чудо-пленку при сотрудниках ДПС, то и вовсе отпустят с миром. Однако водители предпочитают принять выписанную квитанцию и уехать восвояси. За полчаса стояния на оживленном перекрестке нескольких таких водителей остановили повторно: из окошка махнули "утренним", только что выписанным штрафом и продолжили свой путь.
В принципе к противостоянию с агрессивно настроенными владельцами чрезмерной тонировки правоохранители готовы. Для защиты инспекторов отдельного батальона ДПС ГИБДД по г. Владикавказу здесь стоят бойцы спецподразделения "Гром". Помимо них – участковые уполномоченные, сотрудники угрозыска из Моботряда МВД России в РСО–А, включая кинологов, представители ВАИ войск Национальной гвардии России. Так что теперь провезти сотрудника ГИБДД на капоте автомобиля и отделаться сакраментальной фразой "это мой табельный" на требование сдать найденное в салоне автомобиля оружие не получится.
Сам рейд проходит не сказать что динамично. Сначала сотрудник ДПС останавливает машину – степень чрезмерной тонировки определяется уже на глаз. Параллельно объясняет, как работает "Тоник" – спецприбор для проверки светопропускания стекол. В общем, ничего сложного: с двух сторон крепятся специальные датчики, и через несколько секунд уровень светопропускания отражается на экране. Кстати, его использование возможно только при температуре не ниже -10 и не выше 40 градусов. В такую жару, какая стояла в наш рейд, сомнения относительно последней технической характеристики терзали смутно. Но для некоторых автомобилей не нужен был и "Тоник", чтобы понять, что уровень затемнения куда больше необходимого света в 70%.
"Погрешность – 5%, а так до 70-75 должно быть светопропускание", – поясняет инспектор 8-го взвода ДПС отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по г. Владикавказу лейтенант полиции Алан Хачиров. За три последних часа он оформил около десяти штрафов за тонировку. Если такой водитель попадется повторно, ему грозит арест до 15 суток или штраф в 1 тыс. рублей.
К этой мере, кстати, все чаще стали прибегать в целом по России. Любовь к излишней тонировке приводит автомобилистов к арестам то в одном регионе, то в другом. При этом нарушителей привлекают к ответственности не за тонировку, а за неподчинение требованиям полицейских. Суды назначают водителям по несколько суток ареста за то, что те не выполнили законное требование сотрудника полиции, не удалив после первого предписания с передних стекол своих транспортных средств тонировочные пленки.
…Тем временем досмотр останавливаемого авто продолжается непрерывным потоком. Моботряд проверяет содержимое багажников, кинолог с собакой (кстати, приехали в Осетию из Иваново) тщательно обследуют кузова. ПТС или техпаспорт сверяется с номерами кузова: не перебиты ли номера. В одной из машин обнаружено огнестрельное оружие. Лабрадор Харви реагирует молниеносно: не шумит, но деликатно дает понять офицеру, что находка требует внимания. Паника, впрочем, оказалась напрасной, поскольку оружие, как выяснилось, охотничье, зарегистрированное, и у водителя имелись все документы.
"Останавливаем, конечно, для досмотра далеко не каждый автомобиль, – поясняет сотрудник угрозыска сводного моботряда Иван. – Только те, которые вызывают подозрения. В рамках проводимых на территории республики мероприятий мы выявляем незаконные вещества, наркотики, оружие, взрывчатые устройства, а также проверяем водителей и их пассажиров на предмет розыска. Опять-таки, не всех: если привлекают к себе повышенное внимание неадекватным поведением или внешним видом, похожим на описание в ориентировке, либо есть визуальные симптомы наркотического, алкогольного опьянения. В этом случае устанавливаем личность, при необходимости доставляем в отдел". За неделю рейда, надо сказать, таким образом были выявлены несколько граждан, находящихся в розыске.
За неделю нарядами составлено более тысячи административных материалов, из них по 817 за тонировку и 14 – за неповиновение законному требованию сотруднику полиции. Двое были задержаны за подделку документов, а также выявлен факт нарушения таможенного законодательства при использовании транспортного средства. Эта машина отправилась прямиком на спецстоянку Северо-Осетинской таможни.
СПРАВКА
Тонировка поглощает ультрафиолет и большую часть тепловых лучей, тем самым облегчая работу кондиционеру. Она создает определенный комфорт в салоне, делая водителя невидимым для соседних машин. Кроме того, тонированное стекло более прочное, что важно при ударе или попадании камней. Но в то же время в критической ситуации такая прочность может оказаться помехой: водителю покинуть автомобиль при заклинивших дверях будет значительно сложнее, если стекло нельзя быстро выбить. Мало кто знает, что тонировка стекол негативно влияет и на здоровье водителя. Так, в темное время суток организм человека начинает вырабатывать мелатонин, так называемый гормон сна, благодаря которому человек может крепко заснуть. Таким образом, в тонированном салоне автомобиля у водителя повышаются вялость и сонливость, что делает езду за рулем крайне опасной. Кроме того, в плотном потоке машин жесты рук водителя тонированного автомобиля становятся менее заметными. Так, желая пропустить другую машину или, наоборот, попросив пропустить его, автомобилист может быть неправильно понят другими участниками движения или вовсе остаться незамеченным.