В нашей стране о показателе смертности судить можно лишь приблизительно, так как, в отличие от США с их развитой системой страхования и, соответственно, точной статистикой ЧП, в России этого нет и в помине.
У нас, увы, сплошное безразличие к безопасности собственных детей до тех самых пор, пока не случится беда. Тогда виноватых искать начнут, но вряд ли найдут, поскольку единого закона о том, на ком лежит ответственность за безопасность аттракционов, до сих пор не придумали.
И это странно. Вот есть, к примеру, законопроекты (автор Виталий Милонов), предлагающие отправлять в армию всех женщин, не успевших к 23 годам родить ребенка. Или попытка привлечь за гей-пропаганду Rammstein, Мадонну и Леди Гагу. Его соратница Елена Мизулина предлагала в свое время 10-летний тюремный срок всем разведенным матерям, поехавшим с детьми на курорт. Шикарное предложение от депутата, а главное – актуальное, не правда ли? Кстати, ей приписывается и предложение ввести запрет на поступление в вузы для нерожавших девушек. Хотя о чем это я – или дети, или армия…
А вот, еще несколько "шедевров" законотворчества. Заставить правительство "прекратить перелет птиц", чтобы предотвратить эпидемию "птичьего гриппа". Маркировать все телепередачи кружком с указанием, с какого возраста эту передачу можно смотреть. Вернуться к летоисчислению по старому стилю и перейти на юлианский календарь. Всем депутатам, отработавшим в Госдуме полные 4 года, давать диплом о высшем юридическом образовании. Провести амнистию к 60-летию Жириновского… И в этом сонме депутатского бреда (уж простите, не знаю, какое еще подобрать слово), не нашлось места для федерального закона, четко регламентирующего ответственность за безопасную эксплуатацию аттракционов. Печаль.
А между тем у проблемы безопасности аттракционов давняя история. Еще в конце 2002 года Минкульт РФ упразднил инспекцию по контролю за эксплуатацией аттракционов и охране труда. С того момента надзор за индустрией развлечений почил в бозе. К проблеме вернулись в 2003 году – после принятия Госдумой Закона "О техрегулировании", предписавшего владельцам аттракционов следовать техническому регламенту. Вот только самого регламента за прошедшие годы так и не появилось. Приняли лишь добровольные ГОСТы и добровольную сертификацию по ним.
И только с 1 сентября прошлого года все новые аттракционы обязали пройти сертификацию. Немеханизированным аттракционам теперь надо получать декларацию о соответствии. Однако касается это только новых каруселей, а вот действующим аттракционам сертификацию проходить, получается, необязательно. Ежегодное освидетельствование по-прежнему остается делом добровольным, возложенным полностью на плечи самих владельцев аттракционов – ведь единого федерального закона, обязывающего проводить проверки на соответствие стандартам безопасности, нет. Проверку проводят частные фирмы, которые не могут обязать закрыть карусель, а только написать в заключении, что та неисправна. Почему неисправная карусель продолжала работать, разбираться будут уже правоохранительные органы постфактум. Но, покупая билет на аттракцион, никто, получается, не застрахован от несчастного случая – такие услуги попросту не подлежат обязательному страхованию.
В идеале за безопасностью городских аттракционов, пусть даже и принадлежащих частному лицу, должна следить городская комиссия, в состав которой входили бы представители префектуры, МЧС, инспекции по охране труда, Гостехнадзора, Роспотребнадзора и даже прокуратуры. Именно они должны давать разрешение на эксплуатацию каруселей и всей его рисковой начинки. На деле же получается: проект, подготовленный уже нашим, республиканским гостехнадзором, готовым отвечать за безопасность наших же детей, почему-то пропал под чьим-то чиновничьим сукном на долгие четыре года. Именно столько ведомство пытается достучаться в разные кабинеты, вынося проблему на высокий уровень. Так хочется верить, что с этой высоты статусного полета народные проблемы все же просматриваются, ибо не народ для власти, а как раз наоборот. Так услышьте его, наконец!