А как вообще в светском государстве необходимо пропагандировать основы религиозного воспитания, и в связи с чем сам по себе факт работы в высшем учебном заведении уже не гарантирует преподавателю авторитет среди студентов? На эти и многие другие вопросы отвечает декан психолого-педагогического факультета СОГУ, доктор педагогических наук, профессор Борис ТАХОХОВ, чья книга "Воспитательная работа в современном вузе" (написана в соавторстве с академиком А. Магометовым) номинирована на премию Правительства РФ в области образования.
– Борис Александрович, затрагивая сферу воспитания молодого поколения, в первую очередь возникает вопрос: а чем отличается современная молодежь от предшественников, и возможно ли использовать в ее воспитании методы, которые были актуальны, скажем, лет 20–30 назад?
– Стиль мышления учащейся молодежи сегодня за счет постоянного общения с массмедиа – образно-эмоциональный, все меньше тяготеющий к абстрактным построениям. То есть учащиеся усваивают прежде всего то, что имеет значимый эмоциональный градус. Поэтому, по мнению покойного академика Н. П. Бехтеревой, в настоящее время существует явная угроза деградации человеческого мышления. Ускорение темпа жизни, клиповость в подаче информации приводят юношей и девушек к необходимости использования оперативных, упрощенных схем мышления, которые в значительной степени базируются на сфере бессознательного.
Говоря еще конкретнее, современная молодежь в своей жизнедеятельности опирается не только и не столько на ту информацию, которую получает в сфере образования, но и на получаемую в процессе общения со сверстниками через Интернет и СМИ. Не секрет, что последние оказывают на восприятие информации гораздо большее влияние. Именно это в значительной степени приводит к невозможности полноценного усвоения учебного материала и снижению мотивации к обучению.
– А как же стимул к получению профессии с целью состояться в жизни и т.д.?
– В том-то и дело, что ныне преобладающими в студенческой среде являются дипломоцентристские установки – ни образование, ни будущая профессия не воспринимаются ими как самодостаточные ценности, а рассматриваются только с точки зрения их возможности обеспечить успешную послевузовскую социальную интеграцию. Отсюда – серьезное снижение познавательной и профессиональной мотивации.
– И что в такой ситуации должен делать тот же вузовский преподаватель?
– Обучая, решать задачу личностно-профессионального развития, коррекции системы ценностей. Учитывая еще и то, что быстрое развитие информационных технологий обусловило появление виртуального мира, в котором многие студенты чувствуют себя более комфортно. Под влиянием этого мира мышление молодежи ориентируется не на отражение, а на моделирование действительности путем эксперимента с искусственной реальностью. "Информационный бум" же и формирует клиповость сознания, мышления. О ней в последнее время рассуждают не только психологи, но и педагоги и культурологи. Люди с таким типом мышления не могут сосредоточиться на деталях, но быстро воспринимают образы и видят только то, что находится на поверхности, не вникая в процесс и сущностную природу того или иного явления. Человек не успевает перерабатывать поступающую информацию целиком, поэтому утрачивает живость воображения, эмоциональность восприятия и гибкость мысли.
– То есть проблему взаимоотношений отцов и детей теперь можно рассматривать в несколько ином ракурсе?! И как на ее решение может влиять учитель?
– Безусловно, эта проблема остается весьма значимым явлением в современной педагогической реальности. Появляются системные сбои во взаимоотношениях поколений, разрыв между людьми разных возрастных групп. Социальные перемены, которые все больше ускоряются, ведут к критическому отношению определенной части молодежи к тем моделям и жизненным стратегиям, которые присущи старшему поколению. Например, если сам статус преподавателя вуза обеспечивал ему определенный авторитет носителя истин, научных знаний, что можно было считать определенной индульгенцией, то в настоящее время авторитет и уважение в глазах студенческой молодежи постоянно надо завоевывать и поддерживать, быть с ними на "одной волне". Студентам должна быть понятна, скажем, связь предлагаемых теоретических знаний с их непосредственными личностными целями и задачами, перспективами профессионального развития. Прагматизм, присущий современным молодым людям, затрудняет принимать на "веру" содержание учебной дисциплины. У большинства студентов в подсознании "сидит" вопрос: "Зачем я должен изучать этот предмет?" От ответа на него во многом зависит уровень учебной активности обучающегося, поэтому преподавателю необходимо любое занятие строить нетривиально, оригинально, методически разнообразно. В этом и заключается мастерство современного преподавателя вуза и учителя школы.
– А что вообще собой представляет воспитательный процесс? Это когда старшие – родители и педагоги – пытаются сформировать детей "по своему образу и подобию"?
– Испокон веков родители учили своих детей тому, что сами прошли, узнали, испытали, т.е. передавали свой житейский опыт. Это один из аспектов природосообразного воспитания.
Тысячелетиями у разных народов сложились различные подходы к воспитанию, а выразители "дум народных" их формулировали, превращали в социальные установки. Все современные базовые теории воспитания и развития личности, как правило, представляют собой синтез не только педагогических, но и философских, психологических, естественнонаучных теорий. Высшими ценностями образования стали личность, ее внутренний мир, свобода, индивидуальность, творчество, с исключением попыток формировать ее по определенному образцу. Наоборот, приветствуется создание условий для раскрытия созидательных, положительных природных задатков. Безусловно, это сложнее, чем авторитарное воздействие: приказывать легче, чем убеждать.
Ну, и традиционно воспитание не дает ожидаемого эффекта, пока в жизни взрослых младшие видят расхождение между лозунгами и реальностью, между словом и поведением.
– В последнее время усиливается внимание к изучению языков – русского и родного, в данном случае – осетинского. О значении изучения русского языка всеми народами страны недавно говорил президент Владимир Путин. С другой стороны, повышается интерес к обучению осетинскому языку, открывается Аланская гимназия, пропагандирующая приоритет родного языка и культуры. Как эти процессы влияют на воспитание учащейся молодежи?
– Воспитание, как и обучение, осуществляется разными каналами и средствами, из которых в качестве важнейшего должен быть назван язык. Основоположник отечественной научной педагогики Константин Ушинский говорил: "Родной язык – это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ". Русский язык, литература, культура имеют непреходящее значение для всех народов нашей страны. Что касается осетинского языка, то его воспитательные возможности пока используются недостаточно, но есть надежда, что усилия руководства республики по совершенствованию обучения осетинскому языку дадут ощутимые результаты.
– В современной России никуда не деться от религиозного контекста в воспитании. Еще недавно шла оживленная дискуссия о школьном предмете "История и теория религий". Что в связи с этим можно порекомендовать учителю, воспитателю?
– Для начала необходимо напомнить, что страна наша – светская, и в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" образование носит светский характер. В этом же законе указано очень важное направление воспитания – духовно-нравственное, которое является ведущим звеном, сердцевиной развития учащихся. В то же время между религиозной и светской духовностью нет никакого противоречия, в воспитании подрастающего поколения они являются союзниками, и каждая из них реализует собственные педагогические возможности и ресурсы. Духовность и нравственность немыслимы друг без друга, и, стремясь воспитать гражданина, патриота, государство и религиозные организации не могут не сотрудничать.
Само по себе духовно-нравственное воспитание как нельзя более важно, так как является главным условием выживания человечества, ибо из всего выработанного им богатства одним из самых важных следует считать установку для каждого землянина: относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы к тебе относились…