Проходя мимо, увидела обложку детской книжки "Что такое хорошо и что такое плохо?" Я так хотела до нее дотронуться, стала тянуться и гладить ручонкой эту книжку через стекло. Мама мне говорит:
– Мы идем покупать тебе сандалии, а там и на мельницу должны отвезти зерно молоть. Доченька, у нас денег не хватает…
Я говорю маме:
– Мне же дядя Гриша, который из Садона приехал, 25 рублей дал, я же их, мама, тебе отдала. – И стала ее умолять:
– Купи мне книжку…
Мама купила. И я вдруг такая счастливая стала!
Идем с мамой, она меня за руку держит, чтобы я не отставала от нее, и по железной дороге, пока мы шли до дому, я не могла налюбоваться на свою книжку. На обложке были нарисованы высоченный дядя Степа и какой-то покосившийся стул со спинкой.
Пришли домой, и я, поев вдоволь меда с горбушкой эльхотовского колхозного хлеба, стала приставать к маме, чтобы почитала мне книжку. Она стала мне читать, но я не все понимала, что произносила мама:
"Крошка сын
К отцу пришел
И спросила кроха:
– Что такое хорошо,
И что такое плохо?…"
– Мама, эта наша Крошка? А ее же на рисунках нет? – спрашивала я. Крошка Арсеньевна была у нас учительница из станицы Змейской в нулевом классе, поработала с нами несколько недель, и вскоре ее сменила другая – Залихан Темболатовна Кцоева. Это было осенью 1957 года. Меня не хотели даже записать в списки, потому что мне не было еще 6 лет. Мне было обидно, я расплакалась. Педагоги меня пожалели, поговорили между собой, пошушукались с мамой прямо у нашего двора и записали меня в школу. Так я стала ученицей эльхотовской средней школы №2. Но, увы, поначалу, меня не пускала учительница, ты, мол, еще маленькая и в списках тебя нет.
В то время я была невероятно счастлива, что у меня в руках была своя книжка!..
А в 90-е годы с развалом Советского Союза пришла другая жизнь, все пошло по другому руслу…
Но ведь книга – это не заменимая ничем вещь, она же духовная пища, она слаще всякой сладости и необходима человеку в любом возрасте. Через книгу мы познаем окружающий нас удивительный мир. Какой он великий, просторный, необъятный и чудесный, чарующий, этот летящий мир! Общаешься с книгой, и открываются перед тобой все двери и, увидев новые лик, персонаж, сюжет или что-то другое, ты окунаешься и купаешься в бурлящей жизни перемен того или иного периода истории. Отвлекаешься, растешь, радуешься, поешь, думаешь, мыслишь и взвешиваешь, сравниваешь и делаешь для себя выводы: "что такое хорошо?" и "что такое плохо?" И ум заставляет тебя мыслить, берет верх и правит тобой. И ты чувствуешь себя человеком, который стремится к жизненным свершениям, к подвигу, к совершенству, к миру необъятному, к солнцу. И так рождается все дивное, чудесное, прекрасное – Поэзия!
А вы ноктюрн
сыграть могли бы
На флейте
водосточных труб ?
В раннем детстве мы знакомимся с книгой. С какой любовью мы читали разных авторов, которые нас зачастую и заставляли любить, переживать, видеть, ненавидеть, мыслить, страдать, чувствовать, жалеть, радоваться, понять, восхищаться, помнить и жить по нраву. Все это прививала нашим детским сердцам Ее величество Книга!
…И, несмотря на новые технологии, компьютеры, так должно быть и впредь!