В республике хорошо помнят, сколько крупных заводов и агропромышленных комплексов находилось на территории Ардонского района: консервный и ремонтно-механический заводы, пищекомбинат, пенькозавод, хлебоприемный комбинат, автотранспортное предприятие, колхоз имени Ленина, совхоз "Ардон"… Сегодня их нет. Как район планирует развивать экономику? Какие условия созданы для малого бизнеса? Какой эффект ожидается от предпринимаемых местной властью мер? Эти вопросы задал зампредседателя Совета Общественной палаты, председатель регионального Союза промышленников и предпринимателей Юрий Бирагов.
Как проинформировал глава района Владислав Тотров, в районе 454 организации имеют статус юридического лица, из них 384 – коммерческие структуры и 486 – индивидуальные предприниматели. В первом полугодии 2017 года они перечислили в бюджет немногим более 27 млн рублей. Это говорит о том, что малый бизнес нуждается в дополнительной поддержке. Говорить о действенности предпринятых конкретных мер пока рано. Но с учетом того что район агропромышленный, основой развития экономики являются земельные фонды. Распоряжаться ими в полной мере район не может в силу объективных причин. Тем не менее заявления людей, желающих работать в АПК, рассматриваются комиссионно, как и бизнес-проекты. Одно из главных требований к инвесторам и предпринимателям – обязательная регистрация в налоговой инспекции, отчисления в местный бюджет, трудоустройство местного населения и прозрачность работы. Если условия принимаются, район будет изыскивать возможности для выделения земель.
В настоящее время в нем нет предприятий перерабатывающей промышленности и животноводческих хозяйств. В свое время на местный консервный завод поступала продукция всех местных хозяйств, а колхоз им. Ленина и совхоз "Ардон" специализировались на овощеводстве и мясомолочном животноводстве. В Послании Главы республики содержится поручение республиканскому Минсельхозпроду и местной власти Ардонского района к сентябрю текущего года подготовить документацию по строительству в Ардоне перерабатывающего мини-завода. Район ждет предложений от инвесторов, и в свою очередь, обещает всемерную поддержку в виде выделения земельных фондов, регистрации на территории района и подведения коммуникаций. Новый завод, подчеркнул Тотров, даст рабочие места, что частично решит проблему безработицы, и налоговые отчисления в бюджет.
Подробное обсуждение получили вопросы экологии и санитарного состояния района. Как отметил Эльбрус Бокоев, проведенный Общественной палатой мониторинг показал, что на сегодняшний день в нем, несмотря на проводимые мероприятия, все еще немало проблем. На улицах длительное время хранятся стройматериалы, остовы сгоревших автомашин, строительный мусор. Непривлекательный вид создает городу стихийная свалка на въезде в Ардон со стороны Карджина. Член комиссии по вопросам экологии, сельского хозяйства, природопользования и продовольственной безопасности Аслан Елканов адресовал свой вопрос главе района: что предпринимается местной властью для улучшения ситуации?
Одним из приоритетных направлений работы местной власти стало наведение санитарного порядка в городе и сельских поселениях, проинформировал Тотров. Комплексный подход к решению вопроса – а это систематические субботники, активизация работы административной комиссии, заключение договора со специализированной организацией по вывозу мусора из селений на полигон для ТБО – позволил ликвидировать стихийные свалки и навести относительный порядок. На упорядочение свалки на окраине Ардона из районного бюджета направлено 600 тыс. рублей. В дальнейшем планируется рекультивировать свалку и обустроить здесь рекреационную зону.
В то же время, отметил Тотров, население обеспокоено возможной перспективой расположения в соседнем Алагирском районе полигона для ТБО. Это создаст определенную опасность для экологии Ардона, поскольку в почву с грунтовыми водами могут попасть вредные вещества, и районная власть обращает на этот факт внимание Общественной палаты.
Большинство вопросов председателя комиссии по социальной политике, здравоохранению, трудовым отношениям и качеству жизни Ирины Дзгоевой касались здравоохранения и реализации проекта "Доступная среда". Нынешнее состояние районной больницы в тяжелом положении. Тем не менее Владислав Тотров рассказал о принимаемых районной властью и депутатским корпусом мерах.
На средства депутатов и предпринимателей капитально отремонтировано отделение анестезиологии и реанимации, а также 16 палат в других отделениях. Медучреждения получили новые автомобили, необходимое в работе медоборудование. Но главные надежды связаны с обещанием Главы республики выделить 300 млн рублей на реконструкцию больницы, которая запланирована на будущий год.
При этом, было озвучено на заседании, не удастся избежать сокращения кадров. Развитие здравоохранения, согласно объяснению финансистов и экономистов из сферы здравоохранения, напрямую зависит от штатной численности работников. Уже в ближайшее время 30 единиц врачей и вспомогательного персонала будет сокращено. В дальнейшем ожидаются новые сокращения. По мнению Тотрова, эти меры должны компенсироваться современным материальным оснащением больницы.
На заседании были обсуждены также вопросы доступной среды, подготовки к новому учебному году, школьного питания, безопасного транспортного обслуживания детей. Было сказано и о мерах поддержки молодых учителей в Ардонском районе. В частности, для увеличения притока молодых педагогов в школы района с сентября по 3 тыс. рублей будут доплачивать учителям, чей стаж не превышает трех лет. Будет также компенсироваться часть дорожных расходов педагогам, приезжающим из города в село.
В заключение председатель Общественной палаты Эльбрус Бокоев подчеркнул, что в Ардоне есть условия для дальнейшего социально-экономического развития, районную власть представляет профессиональная команда единомышленников. И даже с учетом того что финансовые возможности районного бюджета пока не позволяют реализовать местной власти все задуманные планы, в Ардоне делается все возможное для повышения качества жизни людей. Этому будет способствовать и инициатива по созданию в районе собственного Фонда развития.