– Прочитал, что разрабатывается государственная программа РСО–А – "Национально-культурное развитие осетинского народа", которая направлена на сохранение самобытности народа и развитие осетинского языка. Я рад, что в республике подготовлена столь обширная программа от планов по изучению языка, реставрации картин наших мастеров, хранящихся в музеях, до введения реестра объектов культурного наследия. Из неполных сорока семи лет своей жизни уже четверть века живу в Словакии, но связи со своей родиной не теряю. И, приезжая сюда, не все здесь порой узнаю. Конечно, есть немало и позитивных изменений, решаются многие социально-экономические вопросы, строятся новые объекты, как и это спортивное сооружение, где мы сейчас находимся. Здесь прекрасные возможности заниматься борьбой, готовиться к ответственным соревнованиям. Я благодарен Махарбеку Хадарцеву за предоставленную возможность словацкой сборной тренироваться в прекрасном зале рядом с лучшими борцами мира. Но сейчас говорю о другом: мы очень многое растеряли за последние десятилетия в плане самобытности, языка и т.д., и данная программа очень кстати.
– Разработчики программы предлагают всем, и вам, в том числе, высказать свои замечания и предложения...
– Программу эту по поручению главы республики Вячеслава Битарова разработали специалисты, которые, уверен, знают, как и что делать, но предоставленной возможностью воспользуюсь.
Наверное, уместно вспомнить, что древняя цивилизация народа держалась на строжайшем соблюдении норм социального поведения обычно-правовых установлений – традиционных адатов. Многие обычаи до сих пор сохраняют свою общественную ценность, таят в себе ценные житейские наставления и призывают жить в мире, дружбе, единстве, быть честными, добрыми, трудолюбивыми, с почтением относиться к старшим и женщинам, с уважением – к окружающим, любить свою Родину. Важное место в жизни наших предков занимали и другие понятия: дружба, единство народа, гостеприимство, взаимная поддержка. Надо их возродить и выработать в молодом поколении.
Вспомним, что осетин за общим столом не чувствовал себя свободным, так как был скован массой условностей, несоблюдение или нарушение которых осуждалось общественным мнением. За столом каждый занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Старики за столом вели себя чинно, а молодежь в основном прислуживала. К сожалению, сейчас в нашем общем доме все смешалось. Все у нас теперь в основном измеряется количеством выпитого, младшие начинают поучать старших: какой тост следует произносить, а затем вообще объявляют свою "автономию", и каждая группа ведет уже "свою партию". Приходится порой наблюдать и такое: старший призывает к себе младшего, единственное достоинство которого – наличие больших денег, приобретенных не вполне легальным образом, возносит его до ранга "святых" и заставляет всех выпить за его благополучие и дальнейшее процветание. И это на глазах всей общественности!
К сожалению, в последние годы я все реже слышу на своей родине словосочетание "хороший человек", зато в обиходе "богатый человек", общество перестало волновать, каким способом заработаны эти деньги и какой образ жизни сей господин ведет.
Очень часто приходится бывать в Австрии. Так там на выходные практически все население переодевается в национальные костюмы, поют народные песни, танцуют, тем самым они подчеркивают свою самобытность. У нас же почему-то стесняются это делать. Я очень позитивно воспринял факт обращения Вячеслава Битарова к своему народу в национальной одежде. Это не повод стыдиться. Стыдно, когда великовозрастный верзила на людях появляется в трусах, с голым торсом. Может, кто-то скажет, что несколько сгущаю краски, но, поверьте, незамыленным взглядом это очень бросается в глаза. И нам, потомкам великих аланов, должно быть стыдно за подобный внешний вид!
– В рамках программы предусмотрена разработка программ дистанционного обучения для соотечественников, проживающих вдали от родины. Это, кстати, касается и вас.
– Я уже говорил, что программу разрабатывают высококвалифицированные специалисты, которые каждый шаг продумали. Но лично в моей семье проблем со знанием языка не существует, и нет необходимости в приобретении каких-то программ. Ислам, Гуара и Чермен родились в Словакии, но свободно говорят на осетинском, русском и словацком, помимо этого в рамках школьной программы изучают французский и английский языки. А дело в том, что дома с детьми я разговариваю только на родном языке, супруга Алена, выпускница филологического факультета СОГУ, учит их русскому, в школе, в быту они разговаривают на словацком, вот и весь секрет. Но помимо языка я строго слежу за тем, как они знают и исполняют осетинские традиции и обычаи.
– Родион, а из детей кто-то пошел по вашим стопам, занимается активно спортом?
– Ислам в детстве занимался вольной борьбой, но затем увлекся хоккеем, сейчас играет за молодежную команду "Хоба", это дочерняя команда братиславского "Слована". Ему еще год учиться в гимназии и играть в молодежке, а там будем определяться. Гуара активно занималась большим теннисом, сейчас углубленно осваивает школьные дисциплины, а Чермен пока присматривается, все ему интересно, но он еще слишком мал, подрастет, тогда будет выбирать.
– А еще за что "ухватился" ваш взгляд на малой родине?
– На то, что закон имеет двойные стандарты. Приведу один пример. В Братиславе полицейский остановил машину, за рулем которой сидела не вполне трезвая дочь премьер-министра страны. У нее забрали документы, а на следующий день по национальному телевидению отец извинился перед согражданами. Здесь же мы, увы, видим совсем иное. Или то, что мы недостаточно следим за окружающей средой. Не поймите так, что возношу европейские ценности. Но хорошее надо у любого народа и страны перенимать. И при этом, чтобы мы сохранили свою самобытность, чтили обычаи и традиции своего народа. И еще – малая родина одна, и ее мы не выбираем. Это место предназначено судьбой, поэтому важно гордиться и быть счастливым, потому что довелось родиться именно в этом прекрасном месте.