Да, мы живем в весьма продвинутое в технологическом смысле время. Но женщины, не всегда щепетильно относящиеся и к своему здоровью, и к своему потенциальному потомству, все еще оказываются незапланированно беременными. И тут согласно законодательству России каждая из них сама вправе принять решение относительно своего будущего.
Когда количество обращений в редакцию стало возрастать, мы, чтобы разобраться в ситуации, направили в адрес министра здравоохранения Северной Осетии Михаила Ратманова запрос, в котором попросили разъяснить, соответствует ли действительности информация о том, что Минздрав РСО–А запретил проводить аборты без медицинских показаний в поликлинике №1 г. Владикавказа? И еще поинтересовались, как обстоят дела с этим вопросом в других поликлиниках республики.
Вот какой ответ мы получили.
Министерство здравоохранения республики представляет разъяснения по существу поставленных вопросов:
Беспрецедентное снижение рождаемости в течение последних лет, связанное с вступлением в детородный возраст поколения родившихся в кризисные 90-е годы прошлого столетия, коснулось и нашей республики.
В 2015 г. в республике зарегистрировано снижение рождаемости с 15,4 на 1000 населения в 2014 г. до 14,6 на 1000 населения.
В 2016 г. зарегистрировано дальнейшее снижение рождаемости: показатель ее снизился до 14,1 (в абсолютных числах родилось на 490 детей меньше, чем в 2015 г.).
За 4 месяца 2017 г. родилось уже на 345 детей меньше, чем в аналогичном периоде 2016 г.
Принятая в республике программа демографического развития не выполняется в силу различных причин.
Учитывая высокую социальную значимость вопросов демографической политики, в соответствии с протоколом совещания у заместителя председателя правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец от 1 декабря 2016 г. № ОГ-П12-287пр министерством здравоохранения республики приняты меры, направленные на профилактику и снижение количества абортов, в частности, пересмотрен порядок проведения искусственного прерывания беременности.
Согласно утвержденному порядку производство абортов предусмотрено только в 3 медицинских организациях: ГБУЗ "Республиканский центр охраны здоровья семьи и репродукции", ГБУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" (гинекологическое отделение) и ГБУЗ "Моздокская ЦРБ" (в связи с отдаленностью района), оснащенных в соответствии с современными требованиями, имеющих в своем составе квалифицированных анестезиологов-реаниматологов, медицинских психологов, ультразвуковое оборудование экспертного класса. В территориальных амбулаторно-поликлинических учреждениях проводится первый этап предабортного консультирования беременных женщин на базе кабинетов медико-социальной помощи. Второй этап предабортного консультирования проводится на базе ГБУЗ "Республиканский центр охраны здоровья семьи и репродукции".
Указанный порядок проведения абортов позволяет каждой беременной получить консультации квалифицированного психолога, социального работника, акушера-гинеколога, специализирующегося на вопросах репродукции, перед принятием решения о сохранении или прерывании беременности, а также в соответствии с нормативными требованиями получить квалифицированную медицинскую помощь по искусственному прерыванию беременности.
Указанная мера позволит сократить число негативных последствий абортов, сохранить репродуктивное здоровье женщин, а также поспособствовует повышению рождаемости.
М. РАТМАНОВ, министр.
А вот какое заключение действиям минздрава дает специалист по правовым вопросам в области здравоохранения.
"Принятые Министерством здравоохранения РСО–А меры, а именно утверждение порядка производства абортов на основании протокола совещания у зампредседателя Правительства РФ, противоречат нормам действующего законодательства и конституционным правам граждан по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 56-й ФЗ №323 от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон) каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель и наличии информированного добровольного согласия.
Кроме того, искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности.
Частью 2 статьи 37 Закона установлено, что "порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
Так, приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 года № 572н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
В разделе IX "Порядок оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности" вышеназванного утвержденного порядка определено, что искусственное прерывание беременности, в том числе несовершеннолетним, проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)". Для получения направления на искусственное прерывание беременности женщина обращается к врачу-акушеру-гинекологу, а в случае его отсутствия – к врачу общей практики (семейному врачу), медицинскому работнику фельдшерско-акушерского пункта.
При первичном обращении женщины для искусственного прерывания беременности по желанию женщины или по социальному показанию врач-акушер-гинеколог, а в случае его отсутствия – врач общей практики (семейный врач), медицинский работник фельдшерско-акушерского пункта – направляет беременную в кабинет медико-социальной помощи женской консультации (Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе). Где социальным показанием для искусственного прерывания беременности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 года № 98 является беременность, наступившая в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 131 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Более того, Министерство здравоохранения РСО–А, определяя перечень медицинских организаций для проведения абортов (ГБУЗ "Республиканский центр охраны здоровья семьи и репродукции", ГБУЗ "Республиканская клиническая больница скорой помощи" и ГБУЗ "Моздокская ЦРБ"), проигнорировала нормы, установленные пунктом 1 статьи 10 Закона – "организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения".
Протокол совещания у вице-премьера Ольги Голодец от 1 декабря 2016 года № ОГ-П12-287пр не является нормативно-правовым актом. А меры по профилактике и снижению числа абортов, перечисленные в порядке производства абортов, утверждены в нарушение статьи 2, части 2 статьи 6, части 1 статьи 7, части 2 статьи 15, статьи 18 и части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 3, пункта 1 статьи 10, части 2 статьи 37, статьи 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также утвержденного Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
На эти несоответствия и обращаем внимание министра здравоохранения Северной Осетии. А еще выражаем пожелание наших читательниц не усложнять им и без того непростую процедуру, на которую и так тяжело решиться. И уж тем более не унижать, заставляя проходить через всякого рода обязательные беседы с представителями различных религиозных конфессий. Не следует забывать, что живем мы в светском правовом государстве, и если уж кто-то вынуждает женщину отказаться от права на аборт, то он же должен разделить ответственность за воспитание ее нежеланных детей. Не так ли?