В условиях современных процессов, связанных с обострением отношений между Западом, прежде всего США и Россией (полностью отсутствуют взаимное доверие и способность понимать действия друг друга; практически все каналы связи между Москвой и Вашингтоном нарушены; объективно растет риск возникновения конфликтов, вызванных случайными факторами, техническими авариями или ошибочной интерпретацией действий другой стороны; все чаще обретают первостепенную важность личные психологические аспекты в отношениях между лидерами двух стран), проблемы международных отношений приобретают новый, более многомерный характер.
Думаю, это связано с тем, что после августовских событий 2008 г. руководство России осуществило свое самоопределение в глобальной динамике и сегодня страна выступает уже как подлинный субъект глобальных взаимодействий с учетом ресурсов государственной и цивилизационной истории. Иными словами, внешняя политика Москвы направлена на возвращение России статуса великой державы. Это дало повод западной прессе утверждать, что Президент РФ показал свою готовность к риску противостояния с США сначала в Крыму, а в настоящее время – в Сирии.
В этой связи значительный интерес представляет оценка влияния наметившегося ухудшения отношений между Западом и Россией на изменение ситуации вокруг Сирии.
Она в контексте современных мировых политических процессов достаточно редко рассматривалась в качестве влиятельного субъекта в системе региональных международных отношений. Однако последние события со всей очевидностью показывают, что при всей нестабильности, неустойчивости Сирия остается одним из ключевых государств региональной политики, зоной соперничества ведущих мировых держав, включая и Россию.
Следует сказать, что Сирия — единственная арабская страна, с которой Москва с 1950-х годов непрерывно поддерживает дружественные отношения. Президент Хафез Асад оставался союзником СССР на протяжении 20 лет в период "холодной войны". В 1990-х и начале 2000-х годов страны немного отдалились друг от друга, но отношения сохранили. Вспыхнувший в 2011 году внутренний конфликт в Сирии придал им совершенно новое качество. Москва изначально поддерживала борьбу президента Башара Асада с дестабилизирующим воздействием "арабской весны" и с попытками коалиции во главе с США добиться смены режима в Дамаске. 26 августа 2015 года между Россией и Сирией было заключено соглашение о бессрочном размещении российской авиационной группы на сирийской территории. С 30 сентября 2015 года Россия по просьбе президента страны Башара Асада проводит операцию, целью которой является борьба с запрещенной в России террористической организацией "Исламское государство".
Именно военные успехи Б. Асада побудили США начать вооружать повстанцев. Бывший Президент США Барак Обама для этого даже снял ограничения на поставки оружия, боеприпасов и военной техники сирийской оппозиции. Политика США направлена на насаждение западно-демократических и "однополярных", "американоцентричных", глобализационных ценностей на всей этой обширной территории, предусмотренных в проекте "Большой Ближний Восток".
Однако такой упрощенный подход к специфическим проблемам Сирии не соответствует местным реалиям, поскольку регион имеет свои цивилизационные особенности, свою многовековую историю, глубоко укоренившиеся, отличные от западных менталитет, традиции правления и общественной жизни.
Очевидно, что и нынешняя администрация США не справляется с вызовами на Ближнем Востоке и оказалась не готова к реальным переменам в своей внешней политике, несмотря на многочисленные заверения наладить отношения с мусульманскими странами.
Следует подчеркнуть, что в последнее время отмечается все больше фактов вооруженных столкновений между самими боевиками различных оппозиционных формирований, что говорит о возникновении серьезных конфликтов внутри оппозиционных сил.
Не менее важным фактором, влияющим на внутри- и внешнеполитические процессы страны, является Турция. Турецко-сирийские отношения – один из наиболее сложных вопросов внешней и внутренней политики как для одной, так и для другой страны. Эти отношения нельзя расценивать как нормальные. Добрососедству двух государств мешали и продолжают мешать определенные внутренние и внешние обстоятельства.
Антикурдская политика и ряд других провокационных шагов Анкары в стране и регионе не находят понимания даже в Вашингтоне и Брюсселе.
Возобновление диалога с Россией вряд ли будет означать, что Анкара в целом смирилась со своим поражением в Сирии. Скорее всего, Р. Эрдоган попытается продолжить борьбу с сирийским режимом и сирийскими курдами другими, ставшими ему привычными, методами (вооружение и переброска через турецко-сирийскую границу банд туркоманов, турецких националистов, диверсантов, боевиков-исламистов всех мастей, обстрелы из тяжелого вооружения прилегающих курдских анклавов, новые провокации на границе и т.п.)
Серьезную тревогу у тех, кто стремится взять Сирию под свой контроль, вызывает созыв мирной конференции по Сирии с участием всех конфликтующих сторон, включая непримиримую оппозицию, известную под названием "Женева-2". Любой итог работы этой комиссии будет неприемлем для тех, кто стоит за разжиганием внутреннего сирийского конфликта. Его положительное разрешение, когда обе стороны найдут подходящий для себя вариант соглашения, будет означать успех прежде всего российской дипломатии.
Но в то же время возможности России оказывать поддержку Сирии не являются безграничными. Москва, к сожалению, пока не может не считаться с линией в ближневосточных делах США, Израиля, западноевропейских держав. Об этом говорят и переговоры в новом формате по сирийскому урегулированию в Астане. Важность этих переговоров заключается в том, что впервые на них были приглашены в основном не представители политической оппозиции, а члены вооруженных группировок.
Между тем нет никакой определенности по поводу сценария дальнейшего развития событий в Сирии. Внешние силы могут предлагать различные варианты моделей, но последнее слово должно быть за ее гражданами.
Развитие обстановки в Сирии и в целом на Ближнем Востоке, в непосредственной близости от наших южных границ, представляет огромный интерес для России. И прежде всего вопрос, исходит ли от этого региона и расположенных там государств новая угроза нашим национальным интересам, стабильности и безопасности России, укрепляют ли свои позиции государства, являющиеся нашими потенциальными соперниками в военно-стратегической области.
После прекращения поддержки сепаратистов в Чечне, в других районах Кавказа угроза, исходящая для нашей страны из региона Ближнего Востока, существенно уменьшилась. Вместе с тем до конца она не устранена с учетом того, что связи между радикальными организациями, в т.ч. экстремистского толка, на Ближнем Востоке и на Кавказе сохраняются.