[B]Наверное, у Мухтарбека КАНТЕМИРОВА не могло быть иной судьбы, кроме как стать наездником. Родившийся в семье легендарного наездника Алибека Кантемирова, Мухтарбек с детства рос в окружении лошадей. Возможно, именно это и сформировало того человека, мы знали: мудрого, бесконечно доброго, романтичного. [/B]
Мухтарбек запомнился как великолепный киноактер, сыгравший в фильмах "Не бойся, я с тобой!", "Заложник", "В двух шагах от рая", "Русь изначальная", "Сказание о храбром Хочбаре" и других. Как искусный наездник и тренер он смог воспитать целую плеяду конных каскадеров и внес огромный вклад в развитие и популяризацию конного спорта в мире.
А теперь Мухтарбека Кантемирова не стало. Делиться эмоциями в момент потери близкого человека – тяжело. Но рассказать о нем всему миру – это правильно.
Вадим ЦАЛИКОВ, кинорежиссер:
– C дядей Мишей, как друзья и близкие называли Мухтарбека Кантемирова, мы встречались нечасто, но каждое такое общение надолго оставляло неизгладимый след. Он был человек другого поколения, другой закалки, с каким-то особым благородством, мудростью и добротой. Всегда с особым трепетом говорил об отце – легендарном Алибеке Кантемирове, своих старших братьях – Хасанбеке и Ирбеке. Конник, джигит, он обладал врожденным артистизмом, именно поэтому ему так легко давались роли в кино. Вспомнить хотя бы "Не бойся, я с тобой", где он вместе со Львом Дуровым создал запоминающийся актерский дуэт. Его любили зрители, уважали коллеги за скромность и отзывчивость. Он был универсален – мог выполнить сложнейший конный трюк, с легкостью оседлать необъезженного жеребца, метал ножи.
Но, конечно, главным делом и смыслом его жизни всегда оставались лошади и цирк. Сколько их было у него, и каждая – часть его творческой жизни. Почему-то в памяти отложились его слова о коне, с которым он последние годы работал в цирке – Алмазе. "Это верный конь, дай Бог, чтобы люди были такими же верными, как он…" Жаль, что уходят такие люди, несущие в себе лучшие традиции своего народа, прославляющие его. И думаю, что память о нем как о великом артисте и человеке сохранится и в последующих поколениях.
Олег ЦАХИЛОВ, цирковой наездник:
– С Агубе Гудцова в 1903 году началась джигитовка как жанр циркового искусства. Алибек Кантемиров чуть позже явил миру групповую джигитовку. А Мухтарбек Алибекович привнес, как мне видится, в этот суровый и опасный жанр дух романтизма и утонченной лирики. Этот образ, на первый взгляд, не вяжется с огромным мощным бородачом, но достаточно было видеть, как он, стоя на спине бешено галопирующей лошади, вращал над головой острейшие сабли и задорно улыбался, словно ничего это ему не стоило, и все становилось на свои места. А когда он общался (именно – так) с лошадьми?! Волшебство какое-то, не иначе... И как он любил своих учеников! Такой эпизод: после инсульта он не говорил и даже мало кого узнавал, но проведать его приехал любимый ученик Руслан Хабаев – бывший исполнитель главной роли в спектакле его конного театра. Увидев его, Мухтарбек сквозь слезы произнес: "Мае лаеппу!.." и весь вечер говорил.
Я намеренно не касаюсь его профессионально-творческой деятельности – создание первого, (я подчеркиваю – первого, и тогда – единственного) в мире конного театра "Каскадер", его ролей в кино и другого – это делают и еще сделают те, кто и не знал его лично, мне же хочется отдать дань памяти Человеку, Коннику, Осетину.
Больно, когда уходят такие светлые личности. Земля тебе – пухом, дядя Миша.
Тимур МУРАШЕВ, художественный руководитель московского ансамбля танца "Алания":
– Мы до последнего были вместе. Что я могу сейчас сказать? Что он был безумно талантливым? Сильным? Мудрым? Это знает весь мир! Все хорошее, что есть в нашем народе, все в нем одном было. Он бесподобно любил родину. Он любил всех людей, даже посторонних. Животных любил, и собак, и лошадей. Жил вместе с лошадьми. И его любили все: и актеры, и режиссеры, кинематографисты и цирковые. В любой компании, где бы он ни появлялся, сразу становился ее душой. Мы даже еще не понимаем, кого мы потеряли. Какого человека! Осетинская школа джигитовки – это тоже он.