Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Маяки "Маяковки"

[B]Гастроли Московского академического театра им. Вл. Маяковского, прошедшие во Владикавказе в рамках федеральной программы "Большие гастроли", которая в нынешнем году подарила возможность познакомиться с постановками 30 ведущих столичных театров 50-ти регионам России, запомнятся столице нашей республики, несомненно, надолго.[/B]

Как событие празднично яркое – и по-настоящему знаковое для ее культурной жизни. Позволившее нам "подержать руку на пульсе" того, чем дышит и о чем говорит и спорит сегодня театральная Москва.

Увидеть в спектаклях "Маяковки", которых с 8 по 14 сентября на сцене Северо-Осетинского академического театра было отыграно пять, целое созвездие именитых столичных актеров. Насладиться умными и тонкими режиссерскими работами, соприкосновение с которыми требует от зрителя не просто доверительной распахнутости навстречу тому, что на сцене происходит, но и вдумчивого труда души… И снова убедиться: хороший театр, призывающий нас, зрителей, к такому труду – это чудо.

Аншлаги на спектаклях Театра Маяковского, на которых зал был забит едва ли не под потолок, включая балкон и приставные стулья – наверное, самое красноречивое свидетельство того, как оценила эти гастроли владикавказская публика. А как оценивают их итоги наши коллеги "маяковцев" по театральному цеху? Своим мнением об этом с "СО" поделился народный артист России, худрук и директор Русского академического театра им. Е. Вахтангова Владимир Уваров:

– На моей памяти эти гастроли "Маяковки" во Владикавказе – первые. И я безумно благодарен ее худруку Миндаугасу Карбаускису и всей его команде за то, что они к нам приехали. Театральный мир тесен: со многими ребятами из этой команды, которых зрители республики увидели на сцене Осетинского театра, мы, актеры и режиссеры Осетии, давно и хорошо знакомы. Это – наши дорогие коллеги и добрые друзья. С той же, например, Женечкой Симоновой я вместе учился… И еще раз повторюсь: спасибо программе "Большие гастроли" за то, что у нас побывали такие потрясающие, замечательные актеры. Оставшиеся, к слову, в восторге от нашего города, от изумительно горячего приема, который им наш зритель оказал – и признавшиеся, когда я с ними общался, что с огромным удовольствием снова приехали бы во Владикавказ на гастроли. Очень серьезно подготовились к их приезду и Министерство культуры республики, и сам Осетинский театр, коллегам из которого хочется сказать только одно: молодцы!

Ну, а что касается самих спектаклей "маяковцев", то это, как говорится, настолько тонкая материя…. У каждого театра есть свои какие-то пристрастия, свой взгляд и на того же Островского, и на того же Брехта. Кому-то, может быть, "Кавказский меловой круг" в постановке Никиты Кобелева, идущий почти четыре часа, показался длинноватым, а я, например, в восторге от этого спектакля, хотя есть у меня по нему и свои замечания. И в то же время хочу снова подчеркнуть: наш, владикавказский зритель – это зритель, достаточно хорошо образованный, чуткий, эрудированный, с достаточно высоким уровнем театральной культуры. Он способен спектакли "Маяковки", которые мы во время этих гастролей посмотрели, и оценить по достоинству, и что-то, может быть, в увиденном, не исключаю, покритиковать. Причем покритиковать аргументированно. И, знаете, я бы не говорил об этих спектаклях: "Другой театральный уровень". Могу заявить со всей ответственностью: сегодня в театрах Осетии, и в Русском театре тоже, работают актеры, которые столичным в том, что касается профессионализма и мастерства, ничуть не уступят. Когда, например, у нас в театре ставил спектакль "Похороните меня за плинтусом" Марк Розовский, он мне так и признался: "Знаешь, Володя, а ведь некоторые твои актеры, занятые в этой постановке, меня устраивают больше, чем мои, из театра "У Никитских ворот!.." Скорее, на мой взгляд, тут можно употребить определение "другая исполнительская манера". Другая театральная эстетика. Другая подача того, что хотят донести до зрителя со сцены режиссер и актер… Иногда даже в чем-то, мне показалось, излишне эпатажная: многие, наверное, заметили, что все "маяковцы" очень активно работают на сцене руками, делая подчеркнутый упор на пластику, на жест – и как бы "продлевая" слово жестом…

Но в любом случае, то, что мы увидели – это, безусловно, крайне интересно. Потому что обогащаться интеллектуально и душой, видеть, узнавать и впитывать новое – это важно, нужно и интересно всегда. И в театре – тоже. Чем больше будет приезжать к нам в Осетию хороших – подчеркиваю: хороших! – театров, тем больше и нас это будет к чему-то стимулировать. А у "Маяковки", безусловно, нам есть чему поучиться. И той же, например, сценографии. И техническая оснащенность их спектаклей – такая, что просто берет жгучая белая зависть… Свет, звук, декорации, бутафория, костюмы – на всем этом они не экономят, как вынуждены, к сожалению, экономить мы, и уровень всего этого у них в театре – наисовременнейший. Но это, как говорится – вопрос уже отдельный. Хотя и очень больной…

И еще. Это здорово, что в рамках программы "Большие гастроли", которую курирует Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкульта России, замечательные московские и петербургские театры приезжают в регионы и показывают свое творчество. Но эта связь, я твердо считаю, должна быть обратной. Двусторонней. Чтобы и лучшие театры из так называемой глубинки могли давать гастроли на ведущих сценических площадках столиц – и знакомить со своим творчеством москвичей и петербуржцев… В том числе театры Осетии. Потому что своими силами и за счет своих возможностей мы сегодня не в состоянии регулярно выезжать из Владикавказа на гастроли и фестивали. А театр, который не может себя проверять менталитетом другого зрителя, другой культуры, перестает расти и развиваться. Как застаивается, превращаясь в болото, текучая вода… И потихонечку погибает.

Уметь посмотреть на себя со стороны – это для театра очень важно. Жизненно важно, я бы так сказал. И поэтому по-настоящему радует, что в 2017 и 2018 годах наша республика, как планируется, примет активное участие в программе Федерального гастрольного центра по поддержке межрегиональных гастролей. Уже совсем скоро, в ноябре, Русский театр и ТЮЗ "Саби" поедут на такие гастроли в Петрозаводск, а к нам во Владикавказ приедет с обменными гастролями Карельский национальный театр. Известный и в России, и за рубежом: он – лауреат ряда престижных фестивалей, сейчас вот как раз едет на очередной из них в Дюссельдорф, спектакли на его сцене идут на четырех языках, включая русский, карельский и финский… А мы повезем в Петрозаводск две сказки и четыре вечерних спектакля: "Лес" Островского, "Бал воров" Ануя, "Похороните меня за плинтусом" по Павлу Санаеву и "Белый танец для любимой актрисы" Ники Квижинадзе. И уже к этой поездке активно готовимся.

Автор: Елена ТОЛОКОННИКОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2259

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика