Это еще и всегда проекты, убеждающие: невозможное возможно. Объединяющие сердца. Обогащающие культурное пространство тех регионов, где они берут старт, мощными созидательными импульсами…
I Международный Кавказский фестиваль "Мариинский – Владикавказ", торжественно открывшийся в субботу, 23 сентября, на сцене Государственной академической филармонии РСО–А, задачу перед собой ставит амбициозную и смелую: придать новое дыхание творческим процессам, происходящим сегодня не только в СКФО – на всем Большом Кавказе. В регионе, находящемся на острие внимания мировой геополитики и обладающем огромным человеческим, культурным, экономическим и рекреационным потенциалами.
То, какой важной считают эту задачу на федеральном уровне, "лицом" продемонстрировал Владикавказу очень горячо "накаленный градус" внимания к фестивалю со стороны высоких гостей из Москвы. На церемонию его открытия в республику прилетели зампред Правительства РФ Ольга Голодец, министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, заместитель министра культуры Александр Журавский, Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в РФ, народный артист Азербайджана Полад Бюль-Бюль оглы.
Стали ее почетными гостями также Глава РСО–А Вячеслав Битаров, руководители других субъектов СКФО и Президент РЮО Анатолий Бибилов.
А перед началом вечернего концерта, собравшего в Госфилармонии аншлаг, худрук фестиваля маэстро Валерий Гергиев пообщался с журналистами, подробно рассказав о концепции и целях этого масштабного музыкального праздника и о связанных с ним замыслах Мариинского театра на перспективу. Не менее масштабных.
– Естественно, этот фестиваль адресован не только любителям музыки и театра Северной Осетии – Алании. Он задумывался как большой кавказский фестиваль с активным участием наших коллег из всех регионов Северного Кавказа, особенно юных музыкантов. В Армении, Грузии, Азербайджане у нас тоже огромное число друзей, талантливейших музыкантов и ярких певцов. Некоторые из них примут участие в этом фестивале, кто-то – в следующем. Но самое главное сегодня – то, что Мариинский театр начинает уже всерьез свою деятельность здесь, во Владикавказе, и здесь, на Северном Кавказе, – подчеркнул Валерий Абисалович. – Мне кажется, что задачи перед нами стоят интересные: постараемся с ними справиться. Я говорю об этом на фоне только что завершившихся празднеств в рамках фестиваля Мариинского театра во Владивостоке. У нас возникли там партнерские связи, уже официально закрепленные, и с Японией, и с Южной Кореей, и с Китаем. Во Владивосток приезжает огромное количество любителей музыки, театра, оперы, балета из Сеула, Пусана, Токио, Осаки, Харбина, Пекина, тайваньские наши друзья приезжают… То есть модель примерно та же самая, что планируется и здесь. А на Северный Кавказ и на Большой Кавказ вместе с этим фестивалем, мы надеемся, придут и более широкие возможности театрально-музыкальных организмов. И, я думаю, не в далекой перспективе, а в приближенной!..
"Сегодня мы присутствуем на историческом событии. В России много регионов, где проходят фестивали Мариинского театра, и теперь эта прекрасная традиция зарождается здесь, на Кавказе, – взволнованно и тепло обратилась к заполнившей зал до отказа публике, открывая фестиваль, Ольга Голодец. – Это будет огромным подспорьем для музыкальной культуры всего Кавказа, поможет его регионам в становлении новых талантов. Мы увидим здесь новых "звезд", воспитаем нового зрителя, сформируем новую музыкальную культуру! Все, что есть сегодня в нашей культуре, станет доступнее для жителей Кавказа… В добрый путь, фестиваль!.."
А сменивший вице-премьера РФ у микрофона Полад Бюль-Бюль оглы, давний добрый друг Осетии, выразил уверенность: "Это событие закладывает основы новых взаимоотношений в культуре на Кавказе!" И надежду: главы всех регионов СКФО будут поддерживать это начинание, а площадки фестиваля "Мариинский – Владикавказ" подарят "путевки" в большую музыкальную жизнь многим и многим молодым талантам Северного Кавказа.
Программу официально давшего старт фестивалю концерта открыли "Болеро" М. Равеля, фрагмент из сюиты "Жар-Птица" И. Стравинского и 4-й концерт С. Рахманинова для фортепиано с оркестром. За дирижерским пультом симфонического оркестра Мариинки публика увидела в этот вечер самого маэстро Гергиева, а за роялем в качестве солиста – народного артиста РФ Дениса Мацуева, прилетевшего на открытие фестиваля из Красноярска, а уже буквально через несколько часов улетавшего в Томск. Аплодировал зал этой потрясающей музыкальной феерии просто неистово. А во втором отделении концерта выступили девять юных "звездочек"-инструменталистов из всех субъектов Северного Кавказа и из Южной Осетии, которых представили публике Валерий Гергиев и Денис Мацуев. И среди них – учащийся владикавказской ДМШ № 1 им. П. Чайковского Георгий Золоев (фортепиано), чье блестящее исполнение "Музыкального момента № 4" С. Рахманинова тоже заставило зал взорваться овациями.
Как подчеркнул обратившийся к гостям и участникам церемонии открытия фестиваля Валерий Гергиев, в планах у организаторов этого музыкального праздника – сделать такие выступления ярких юных дарований из разных регионов СКФО и Большого Кавказа в его рамках традиционными. "Поддерживать наших талантливых детей – это общая задача, возложенная на нас, взрослых людей с авторитетом и соответствующими возможностями. Если возьмемся за нее вместе, у нас все получится!" – призвал высоких гостей фестиваля маэстро.
В тот же день, 23 сентября, в Госфилармонии состоялся концерт прославленного Страдивари-ансамбля Мариинского театра под управлением дирижера Лоренца Настурика-Гершовичи: в его программе прозвучала музыка А. Вивальди и А. Пьяццоллы. А вечером в Национальном театре оперы и балета РСО–А (который "в тандеме" с Госфилармонией принимает в своих стенах фестиваль "Мариинский – Владикавказ" уже в новом статусе – как филиал Мариинки в столице Северной Осетии) публика рукоплескала концертному исполнению оперы Дж. Пуччини "Тоска". И еще одной гостье фестиваля с мировым именем, блистательной Марии Гулегиной, певшей в этом спектакле главную женскую партию. Звучала опера в сопровождении оркестра и хора Мариинского театра, партнерами "мегазвезды", в длинном перечне почетных званий, наград и регалий которой наличествует и звание народной артистки Северной Осетии, стали солисты Мариинки: Ахмед Агади, Алексей Марков, Глеб Перязев… А дирижировал оркестром Мариинского театра в этот вечер еще один молодой осетинский маэстро – Тимур Зангиев. Отзвучали финальные такты "Тоски" уже за полночь, но публика из зала еще долго не расходилась. Аплодировала артистам стоя и буквально засыпала их цветами…
А 24 сентября программу фестиваля продолжили на сцене Госфилармонии еще два концерта симфонического оркестра Мариинки под управлением Валерия Гергиева, солировали в которых французский пианист Люка Дебарг и народный артист РФ, один из именитейших мировых альтистов Юрий Башмет. Звучала в этих концертах, первый из которых транслировался в режиме он-лайн на Санкт-Петербург и Владивосток, музыка Равеля, Прокофьева, Берлиоза и Чайковского.
А утром в воскресенье Валерий Гергиев и Юрий Башмет побывали в альма-матер маэстро – ВКИ им. В. Гергиева, где у них состоялась встреча с его студентами и педагогами. Очень сердечная и теплая. Вопросы именитым гостям ребята задавали самые разные: начиная от по-хорошему въедливых узкоспециальных и заканчивая бесхитростным: "Валерий Абисалович, а почему вы дирижируете такой маленькой дирижерской палочкой?" (на что маэстро с улыбкой пояснил: "На самом деле, не имеет никакого значения, как выглядит кусочек дерева или пластика, который дирижер держит в руках. Главное – есть ли у него контакт с оркестром"). Вновь пообещал Валерий Гергиев директору ВКИ Изабелле Мурашевой и преподавателям и студентам колледжа, что непременно будет, по мере сил и возможностей, и впредь оказывать своей альма-матер поддержку – в том числе с инструментарием. И призвал присутствовавшую на встрече молодежь обязательно посещать концерты и спектакли фестиваля "Мариинский – Владикавказ" (благо, такая возможность его организаторами ей предоставлена): "В первую очередь именно для вас и задуманы подобные акции. Считаю очень важным, чтобы вы очень четко представляли себе, на какой уровень нам хотелось бы вывести во Владикавказе музыкальную и театральную деятельность".
А потом четверо студенток ВКИ – Роксана Кудзоева, Лусине Мардоян, Лолита Тоноянц и Диана Гассиева – получили уникальную возможность взять мастер-класс у самого Юрия Башмета. Вряд ли можно сомневаться: этот "урок от маэстро" девушкам запомнится на всю жизнь… А сам Юрий Абрамович, отвечая на вопрос о том, что он считает самым важным в профессии музыканта, доверительно и очень искренне поделился с залом: "Мне кажется, самое главное, чтобы человек, в чем бы он себя ни нашел, сохранял в себе человечность. Молодость и свежесть души. Любовь к своему делу и к людям. Это и есть то, что человека должно вести по жизни…"