Однако, поступив в художественное училище, попал на новое, только тогда, в 1989 г., открытое отделение – театрально-декоративное. Инициатором его создания был театральный художник, сценограф, живописец, педагог и просто замечательный человек Магрез КЕЛЕХСАЕВ, он и вел курс. Будущим театральным декораторам посчастливилось поработать и с такими мастерами, как художник Нателла Левчук, актер и режиссер Анатолий Дзиваев, постановщик театра "Нарты" Алибек Дзагоев и другими.
Школа, которую прошел Аслан в художественном училище, предопределила его дальнейшую судьбу. Он устроился на работу в Осетинский драматический театр им. Тхапсаева художником-декоратором. Его жизнь наполнилась театром, он вспоминает о том времени как об очень интересной и насыщенной поре. Потом перешел в бутафорский цех. И здесь было очень захватывающе, феерично, но… художнику словно чего-то не хватало. Он хотел, чтобы его работу видели не только театралы, а произведения были более долговечными. И перешел в керамический цех.
Художник, декоратор, керамист – три ипостаси Аслана Хохоева сегодня гармонично сочетаются, а иногда переплетаются в удивительном творческом процессе. Он принимает заказы и работает для души. Иногда эти два критерия совпадают, и тогда получается что-то удивительное. "Есть где разгуляться фантазии", – улыбается мой собеседник. И это правда.
– Безграничным вдохновителем для вещей с национальным колоритом для меня являются Нартские сказания. Под впечатлением этого произведения я слепил кувшин "Сосланы карц" – бутыль "обтянута" тулупом из волчьих шкур с колокольчиками, а ручка кувшина словно сделана из клыков хищника. Образы возникают в мыслях, и я стараюсь передавать их через глину.
А скифо-сарматские мотивы рождают вдохновение создавать чаши и вазы. Их детали – ручки, орнамент, головы зверей – ярко передают образность.
Вот эта работа называется "Хранитель". Горное село у подножия огромного дерева. Оно святое и оберегает жителей. А это "Семейная чаша" – сосуд, в котором собираются любовь и радость…
Таких "говорящих" работ у Аслана Хохоева немало. Вот "Сок осени" – графин, наполняющийся животворящей силой природы. "Цыкурайы фардыг" – ослепительная бусина, поддерживаемая змеиным клубком. Настенная фляжка "Мады Майрам" – оберег для семьи…
Мысли художника, как и его работы, насыщены образностью, глубокой интеллектуальностью, живописными метафорами. Настоящее произведение любого его вида – исповедь. Яркие, проникновенные, невероятно глубокие фантазии автора украшают эти керамические изделия, которые стоят на полках в его мастерской. И часто иллюстрации становятся образным проводником художественного слова, и не только Нартских сказаний.
Между творчеством и ремеслом, конечно, не поставить знак равенства. Скорее, они дополняют друг друга. Специфика художника-декоратора заключается не только в знании ремесла, но и в удовлетворении запросов зрителей. Аслан никогда не гнался за коммерческим успехом, он себя не рекламирует и не "штампует копии".
Мастерская молодых и талантливых художников-декораторов находится на базе электронного колледжа на ул. Шмулевича. Здесь словно кладезь творческого богатства, удивительных и трогательных мелочей. Кое-что уже покрылось слоем пыли, но от этого еще больше притягивает взор. Атмосфера – удивительная, доброжелательная. Художники трогательно подшучивают друг над другом, и в этом общении чувствуются гармония и взаимопонимание.
– Я сейчас работаю в двух направлениях – делаю на заказ вещи в национальном стиле – штофы, графины, вазы, чаши, – говорит Аслан. – И создаю декорации для морских аквариумов, – он показывает на серые "кустистные" изделия, черепки и маски. – Второе – это целое направление, очень интересное и новое для нас. И, как ни парадоксально, более востребовано именно оно. Больше заказов поступает через Интернет из разных городов России именно на декоративные вещицы для аквариумов – объемные рифы для кораллов и разные фигурки. Видишь, они пока серые, а после обжига становятся белоснежными…
Встреча с такими талантливыми мастерами-умельцами – всегда удача: не только журналистская, но и человеческая. Я словно заразилась от собеседника чувством прекрасного и уже сама видела в луже не грязь, а отражающиеся в ней звезды…