Эти выводы подтвердил и мини-опрос, проведенный среди автовладельцев. На вопрос "сталкивались ли вы с некачественным бензином?" большинство опрошенных мной водителей ответили положительно. И только 5 из 20 никогда не имели проблем из-за низкого качества автомобильного топлива.
"СО" попыталась выяснить, почему так происходит.
Первый вопрос, который возникает: кто же следит за качеством бензина в республике? Ответить на него оказалось совсем не просто. На просьбу предоставить возможность поговорить с человеком, занимающимся проверкой качества бензина, из одной организации меня перенаправляли в другую. Не дозвонившись до "Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО Алания ЮМТУ Росстандарта" (где, как говорят, должны заниматься вопросом качества бензина, но что мне не удалось выяснить), я пришла к выводу, что качеством бензина в республике не интересуется никто.
На честном слове
По идее следить за качеством поставляемого в республику бензина должен как минимум один контролирующий орган. И справедливости ради скажу: он был. Центр экологической сертификации ГСМ по РСО–А, когда-то функционировавший на территории республики, полностью контролировал качество поставляемого в нее топлива. Бензин, который попадал на территорию республики, проходил сертификацию в этой лаборатории и если не соответствовал стандартам, то юридическим лицам не выдавали разрешения на его слив из цистерн.
Всю эту систему благополучно отменили, и, как пояснили в министерстве природных ресурсов и экологии республики, юридически за ведомством функции контроля не закреплены, более того, "министерство не имеет права обязывать кого-либо проходить сертификацию". По действующему законодательству запрещен подобный контроль, если у разгружаемой партии бензина есть сертификат качества от производителя. Взять пробы этой партии топлива можно только по жалобе. Отмена права контроля качества топлива коснулась и так называемых талонов токсичности, когда в праве ведомства был контроль на предмет повышенной дымности выхлопной системы автомобиля.
Мне удалось связаться с Альбиной Сугаевой. Она занималась анализом качества светлых нефтепродуктов еще в годы процветания центра. По словам эксперта, сложившаяся в республике на сегодняшний день ситуация вызывает обеспокоенность. "На местном уровне несколько нефтеперегонов, и здесь, конечно, не исключены сомнительные способы увеличения октанового числа при помощи использования различных присадок. Без соответствующего органа получается бесконтрольный оборот бензина в республике", – поясняет она.
Горючая смесь от "алхимиков"
Кстати, определить фальсификат, приближенный к ГОСтам, без анализа проб Альбина Сугаева могла уже просто по нескольким параметрам – это цвет и запах бензина. Горючую смесь от "алхимиков", к примеру, на свинцовой присадке (запрещена с 2000 года. – Прим. ред.) она определяла по цвету. Но для большинства водителей это весьма сложно.
Проблема усугубляется тем, что разные автомобили совершенно по-разному реагируют на подобное топливо. Даже если присадки подобраны достаточно качественно, и большинство заправленных машин относительно благополучно "переварило" топливо, есть вероятность, что именно ваш автомобиль не сможет принять его. И именно это показал наш опрос, о котором я упомянула выше.
Лидеры продаж
По словам диагноста Хетага Джаджиева, в определенных случаях после заправки контрафактного топлива может понадобиться и соответствующий ремонт. К примеру, замена бензонасоса. "Заправка некачественным топливом приводит к нарушению работы датчика кислорода и всей топливной системы. Забивается фильтр тонкой очистки, растет нагрузка на бензонасос. Такие поломки мне приходится чинить несколько раз в неделю", – говорит он.
Получается, что о том, какого качества топливо отпускается на североосетинских заправках, могут говорить и результаты продаж автомобильного бензонасоса в техцентрах.
Руководитель техцентра "Скиф" Славик Гогичаев уверен: некачественный бензин – это проблема для любого автовладельца, она же – основная причина выхода из строя бензонасоса. "Официальную статистику, конечно, мы не ведем, но на практике могу сказать: самая частая поломка приходится на бензонасос. В день мы продаем 2–3 штуки", – говорит предприниматель. Минимальная стоимость детали составляет 800 рублей, и это, по словам Гогичаева, тоже имеет не последнее значение, поскольку "люди стараются экономить на ремонте авто до последнего, а эта замена, конечно, может потребовать больших затрат".
Сам Гогичаев, автолюбитель с 30-летним стажем, доверяет только проверенным АЗС известных брендов. Но и там, он считает, "не всегда можно быть уверенным, что это качественный бензин".
Чем заправляемся?
Гарантировать нам ответ на вопрос может возобновление деятельности центра экологической сертификации ГСМ. Как стало известно "СО", попытки реанимировать предпринимаются. И это дает надежду…