Третье заседание парламента VI созыва началось с кадровых вопросов. В связи с избранием представителем Республики Северная Осетия – Алания в Совете Федерации Федерального собрания Арсен Фадзаев досрочно прекратил свои депутатские полномочия, о чем парламент принял соответствующее постановление.
По представлению главы республики на должность председателя Конституционного суда РСО–А был рекомендован Станислав Кесаев. Депутаты практически единогласно проголосовали за эту кандидатуру, а Вячеслав Битаров, присутствовавший на заседании, поблагодарил их за поддержку и поздравил Станислава Магометовича, выразив надежду, что его богатый опыт политика и юриста позволит достойно справиться с возложенными на него обязанностями по защите конституционных прав и свобод граждан республики. А предшественнику Кесаева – Александру Цалиеву – выразил благодарность за проделанную на этом ответственном посту работу и вручил Почетную грамоту Республики Северная Осетия – Алания. Председатель парламента Алексей Мачнев, в свою очередь, также отметил продуктивную, эффективную деятельность Конституционного суда во главе с Александром Цалиевым, который был другом парламента.
Станислав Кесаев, выйдя на трибуну, произнес слова клятвы председателя Конституционного суда РСО–А: "Обязуюсь честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, подчиняться только Конституции РФ и Конституции РСО–А и ничему и никому больше!". Он также поблагодарил главу республики за оказанное ему высокое доверие.
Затем депутаты перешли к обсуждению других вопросов повестки дня, которые касаются внесения изменений в ряд республиканских и федеральных законов.
В пределах допустимого
Изменения в Закон "О республиканском бюджете на 2017 г. и плановый период 2018–2019 гг.", которые вносит правительство, представил первый заместитель министра финансов Алан Дзагоев. Он отметил, что изменения носят межведомственный и внутриведомственный характер, поэтому не приведут к радикальным корректировкам параметров бюджета: "В основном они связаны с необходимостью повышения зарплат работников культуры и образовательных учреждений, выполнением других социальных обязательств. Так, на зарплату учителей планируется направить 193 млн 100 тыс. рублей, 25 млн 350 тыс. рублей – работникам дошкольных образовательных учреждений, 227 млн 203 тыс. – на социальные выплаты по линии Минтруда и другие".
Председатель бюджетного комитета парламента Валерий Баликоев отметил, что обсуждение вносимых поправок прошло во всех комитетах, что "предложенные корректировки укладываются в пределы допустимого порога изменений бюджета" и предложил принять их в первом чтении.
Однако у депутатов все-таки возникли вопросы. Так, Таймураз Касаев поинтересовался, будут ли направлены средства на повышение зарплат учителей или же на покрытие дефицита текущих зарплат. По словам Дзагоева, средства частично пойдут на увеличение зарплат, частично – в фонд оплаты труда.
Депутат Светлана Доева выразила недовольство тем, что в проекте закона не нашлось места для строки о выделении 300 тыс. руб. на проектно-сметную документацию по реконструкции Тарской амбулатории. "Мы два года добивались, чтобы эти средства были заложены в бюджет, наконец-то запланировали на 2017 г., а теперь мы их снимаем?"
Ответ на этот вопрос дал министр здравоохранения
Михаил Ратманов: "Никакой реконструкции не будет! Старая амбулатория ей уже не подлежит, будем строить новую. Включим этот объект в федеральную программу, уже есть договоренность на этот счет, в 2019 году планируем ее построить".
"Транспортный урожай": за счет кого?
С повышением налогов – на имущество организаций и транспортный – связаны законопроекты, которые также вносит правительство. Но если по первому из них были небольшие замечания со стороны прокуратуры, то по транспортному налогу в комитетах прошли жаркие дебаты, которые продолжились и на заседании парламента.
По расчетам правительства, в результате повышения налога на транспорт в бюджет поступит дополнительно 90 млн рублей. Ставки предлагаются средневзвешенные – ниже, чем в некоторых субъектах СКФО. Депутаты, понимая, что это вынужденная мера, тем не менее не согласны с предлагаемыми цифрами. "Считаем, некорректно рассчитана ставка для автотранспорта от 150 до 200 лошадиных сил, где повышение составляет 50%. Понимаем, что так легче будет собрать "транспортный урожай", но почему чем дороже автомобиль, тем меньше налог?" – выразил свое возмущение депутат Владимир Уваров.
По мнению депутата Ноха Токаева, предлагаемый законопроект, судя по всему, "сориентирован на резкую автомобилизацию южных регионов страны. Мы богатеем, но очень дифференцированно. Метод аналогии применим, но есть и другой метод – синтеза, когда рассматриваются все экономические факторы с учетом социальных последствий. Закон сырой и требует доработки".
Запретная зона для "новодела"
Из 402 объектов культурного наследия в нашей республике 331 не имеет зоны охраны, радиус которой зависит от состояния и значимости объекта и составляет от 100 до 300 метров. Эти и другие данные привел председатель комитета по охране и использованию объектов культурного наследия РСО–А Валерий Салбиев, представивший законопроект с изменениями в соответствующий республиканский закон.
Несмотря на то что комитет постоянно выявляет нарушения в этой сфере, направляет материалы в суды, их меньше не становится. "То ли больше стала выявляемость, то ли незаконопослушных граждан становится больше, – посетовал В. Салбиев. – А главное – выделяя участки под застройку, власти "забывают" поставить нас в известность и согласовать с нами этот вопрос".
Депутаты С. Битаров и В. Чельдиев видят проблему и в том, что необходим одинаковый подход ко всем застройщикам – касается ли это сноса незаконных построек или эстетики "новодела". "Смогли же в Дагестане добиться, чтобы в древнем Дербенте, в его исторической части строили только плоские крыши, использовали только природный камень или его имитацию. И у нас в горах не должно быть никакого профнастила!" – заметил В. Чельчиев.
Законопроект принят в первом чтении, ко второму предложено учесть замечания и дополнения.
Алексей Мачнев:
– Повестка дня заседания была насыщенная, мы рассмотрели очень важные законопроекты. Это прежде всего вопросы, связанные с изменениями в бюджет. Для того чтобы выполнить определенные социальные обязательства, нужны были внутриведомственные изменения. Правительство внесло свои предложения, депутаты проработали и поддержали их. Я хотел бы сказать, что мы рассмотрели сразу несколько крайне важных социальных законопроектов: о прожиточном минимуме пенсионерам для получения соцдоплаты, транспортном налогообложении, налоге на имущество организаций. Отмечу, депутаты уже активно вошли в работу, по каждому вопросу шло очень заинтересованное обсуждение. Особое внимание хотел бы акцентировать на транспортном налоге. Сегодня он принят в первом чтении.
Но в дальнейшем будет создана рабочая группа, в которую войдут представители транспортного сообщества, минфина, налоговой системы, ГИБДД, для того чтобы тщательно изучить методику подсчета данного налога. Думаю, будут изменения в сторону понижения. Парламентские комитеты ко второму чтению учтут все поступившие замечания и предложения.