Цифра: 1532436 человек в 2016 году были привлечены к административной ответственности за неуплату штрафов. Большая часть не уплативших штраф в срок – водители (по данным судебного департамента при Верховном суде РФ).
На защиту прав автовладельцев и на оптимизацию средств, затрачиваемых государством на содержание граждан, находящихся под административным арестом, направлен законопроект с изменениями в ст. 20.25 и 32.2 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях". Как пояснил представивший его на вчерашнем заседании Совета парламента председатель комитета по законодательству Тимур Ортабаев, зачастую водитель, перемещающийся из одного субъекта Федерации в другой, совершив нарушение правил дорожного движения в одном месте и оказавшийся в другом, может ни сном ни духом не ведать о том, что привлечен к административной ответственности. Конечно, отметил депутат, с помощью мобильных устройств можно легко узнать, числятся ли за тобой какие-либо штрафы. Но, к сожалению, не все водители "на короткой ноге" с мобильной техникой. А вот в случае последующей остановки транспортного средства нарушителя ждет кара в виде двукратного размера суммы неуплаченного штрафа либо арест до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Такие меры ответственности, считают инициаторы законопроекта, не являются адекватными и гуманными, поскольку штраф не уплачен не намеренно, а в связи с возможной неосведомленностью.
Однако председатель Контрольно-счетной палаты республики Инал Калицов высказал свое мнение, что с точки зрения неотвратимости наказания эта инициатива вызывает сомнение. Сравнительно недавно, напомнил он, вносились изменения в законодательство, для того чтобы усилить ответственность за нарушения правил дорожного движения, а теперь предлагается внести послабления. Тем не менее депутаты поддержали предлагаемый законопроект, ведь он касается только категории граждан, в силу объективных причин не уплативших вовремя штраф. Хотя действительно, смотря что считать "объективными причинами". Может быть, завтра этот перечень будет расширен.
Страховые взносы: не душить, а стимулировать
Цифра: 20 млн человек в стране не имеют легального заработка или заняты в нерегистрируемом секторе экономики. В Северной Осетии около 400 тысяч неработающего населения. В результате предпринятых мер удалось вывести из "теневого" сектора 70 тысяч граждан, сократив расходы из бюджета на оплату медстрахования неработающего населения на сумму 156 млн руб.
С проектом федерального закона с изменениями в Налоговый кодекс РФ в части "ограничения размера страховых взносов" депутатов ознакомил председатель бюджетного комитета Валерий Баликоев. В настоящее время для самозанятых граждан фактически установлен порог доходов для ведения предпринимательской деятельности. Действующая система дестимулирует предпринимательскую деятельность. Дело в том, что самозанятые граждане (те, кто работает самостоятельно и не нанимает работников) обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование в фиксируемом размере. Предприниматели с доходами менее 40 тыс. руб. в месяц должны вносить в бюджет существенно более высокую долю доходов по сравнению с теми, кто зарабатывает значительно больше. В итоге получается, что его страховые взносы выше, чем его доход. Ответ на вопрос, стоит ли начинать свое дело – очевиден.
Что предлагается? Плательщик, чьи доходы менее 300 тыс. руб. в год, будет уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не по фиксированной ставке (на 2017 год – 23400 руб.), а по ставке 6 процентов от фактически полученного дохода. При этом за ним сохраняется обязанность по уплате установленных налогов, а также взносов на обязательное медстрахование (на 2017 год – 4500 руб.).
Депутаты поддержали данный законопроект, поскольку он стимулирует самозанятость населения.
В. Баликоев также ознакомил коллег с проектом республиканского бюджета на 2018-й и на плановый период 2019–2020 годов и сообщил о проведении публичных слушаний по данному законопроекту. Уже в самом начале у депутатов появились к нему вопросы. В частности, у руководителя фракции "Патриоты России" Светланы Доевой, которая поинтересовалась, чем вызвано приостановление действия некоторых республиканских законов, например, "О материнском (семейном) капитале", который был широко анонсирован, но так и не стал действовать.
Судя по всему, публичные слушания будут широкими и заинтересованными.
"Национальное достояние" делить не будут
Цифра: 4,5 федеральных бюджета потребовалось бы на выплату каждому гражданину РФ части доходов от добычи полезных ископаемых.
Из числа более трех десятков рассмотренных на заседании законопроектов два были отклонены комитетом по аграрной политике, не поддержал их и Совет парламента.
Один из них касался дополнений в Закон РФ "О недрах" в части доходов бюджета, поступивших в связи с добычей полезных ископаемых. К сожалению, модель Финляндии, где решено с 2017 года в течение двух лет выплачивать по 560 евро в месяц двум тысячам граждан, а если эксперимент будет успешным, то установить безусловный доход для всех граждан страны в размере 800 евро (при одновременном упразднении системы социальных пособий), для нашей страны не подходит. И в силу менталитета россиян, и в силу возможностей бюджета. Для выплаты аналогичной суммы каждому трудоспособному гражданину потребовалось бы без малого 4,5 федеральных бюджета. К тому же финская модель создала бы почву для прекращения трудовой деятельности, говорится в пояснительной записке.
При том что наша страна обладает самыми богатыми в мире запасами полезных ископаемых, а газ, как утверждает известная реклама, – наше "национальное достояние".
Вопрос о "градусах"
Цифра: 5 млн человек в России страдают хроническим алкоголизмом, регулярно потребляют спиртные напитки 40 процентов работающих граждан. Около 40 тыс. человек ежегодно умирают от алкогольной интоксикации.
Федеральный законопроект "О государственной монополии на производство и оборот этилового спирта" предусматривает запрет для юрлиц, не являющихся государственными организациями, осуществлять оборот этилового спирта, а также производство алкогольной и спиртсодержащей продукции из этилового спирта, произведенного другими организациями. Данные меры направлены на сохранение жизни и здоровья граждан, являются инструментом недопущения суррогатного алкоголя на рынок и его повсеместного распространения. Введение госмонополии на производство этилового спирта позволит увеличить доходы бюджета на 400–500 млрд рублей в год.
Несмотря на благие цели законопроекта, в нынешних реалиях вряд ли он будет принят. Депутаты это понимают и решили его не поддерживать.