Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

"…И пусть свеча не гаснет!"

[B]…"Для меня безусловно, что Григорий Горин – один из величайших русских драматургов ХХ века, – писал об авторе "Тиля" и "Того самого Мюнхгаузена" известный российский прозаик, журналист и режиссер Андрей МАКСИМОВ. – Он очень хорошо понимал: драматург должен говорить про самое главное, про самое сущностное в бытии человека. Ведь тех, кто говорит про не главное, и так хватает…" [/B]

На сцене владикавказского Русского академического театра имени Евгения Вахтангова горинские пьесы ставились не раз. "Поминальная молитва" ("Мир вашему дому"!), "Чума на оба ваши дома", "Шут Балакирев" – эти его постановки Владикавказ запомнил как спектакли-события. Спектакли глубокие, умные, тонкие, завораживающе красивые. Приглашающие зрителя к очень честному и очень искреннему разговору именно об этом – "самом главном"… И на премьеру трагикомедии Григория Горина "Кин IV" в постановке режиссера Изабеллы Каргиновой, которая прошла в Русском театре 4 и 5 ноября и которую владикавказская публика обсуждает сейчас взахлеб, билеты разлетелись тоже еще загодя. Без остатка. Оба вечера в зале были "под завязку" заполнены не только балкон, но и приставные стулья, а аплодировала в финале актерам и режиссеру публика стоя. Долго – и горячо…

К образу и судьбе великого английского трагика начала ХIХ века Эдмунда Кина театр и кино обращались не однажды. Александр Дюма-отец написал о нем пьесу "Кин, или Гений и беспутство". В ХХ веке ее по-своему переработал Сартр. В роли Кина блистали Иван Мозжухин и Жан-Поль Бельмондо. А первая премьера горинского "Кина IV" состоялась в России в 1991 году на сцене Московского академического театра им. Маяковского, который в сентябре нынешнего года побывал с гастролями у нас во Владикавказе: Кина в этом спектакле играл Александр Лазарев, а короля Британии Георга IV, человека, накрепко связанного с главным героем пьесы, "королем английских подмостков", пронесенными через всю жизнь очень сложными, мучительно-противоречивыми отношениями дружбы-вражды – Игорь Костолевский … В постановке Изабеллы Каргиновой заняты два актерских состава: Эдмунд Кин – заслуженный артист РСО–А Алан Цаллаев и народный артист РСО–А Алан Албегов, принц Уэльский, он же король Георг IV – заслуженный артист РСО–А Роберт Кисиев и Никита Верзилин, суфлер Соломон, "он же гример, костюмер, рабочий сцены, слуга и любой другой персонаж, который потребуется для спектакля" – заслуженный артист РСО–А Роман Беляев и народный артист РСО–А Валерий Попов, неуемная великосветская интриганка по призванию, графиня Эми Госуилл – заслуженная артистка РФ Наталья Серегина и народная артистка РСО–А Анжелика Тер-Давидянц, супруга Соломона, Саломея – Елена Горячева и Ангелина Ишкова… "Я рекомендую зрителям посмотреть оба состава. Потому что это – не совсем одинаковые спектакли: каждый состав привносит в спектакль свои нюансы", – поделилась с журналистами перед премьерой сама режиссер-постановщик. А "стержневую", главную тему "Кина IV" она определяет для себя так: "Это – пьеса о вечном. О предательстве и лицемерии, о мнимом и истинном…" И – о том, что человек должен всегда оставаться человеком. На сцене – и в жизни. В любви – и в дружбе. Не поступаясь собственной совестью – и не разменивая ее золото на фальшивые медяки. Неважно, кто он – король или актер…

А еще это – спектакль о творце и власти. О том, каково это – творить, когда тебе пытаются этак вроде бы ненавязчиво, с чарующей улыбкой напоминая о старой дружбе, которая не ржавеет, и о совместных бесшабашных проказах бурной молодости, наступить изящным ботфортом с усыпанной драгоценными камнями пряжкой на горло. О служении сцене, которое "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". О том, что большая политика – это подчас тот еще театр абсурда, на подмостках которого грань между трагедией и пошлым площадным фарсом тонка до неосязаемости… "Актерство – не плащ, не шляпа, не цилиндр… Его нельзя снять в костюмерной… Как же мне выпрыгнуть из самого себя?! Разве что умереть?.. И это не выход. И на мертвого меня соберется огромная толпа… Так и передайте его величеству! Не он мне приказывал стать актером, не ему дано запрещать. Ибо мой главный зритель – там, на небесах. Я думаю, Он и сейчас занял место в своей ложе и с улыбкой наблюдает за мной… И для Него я буду лицедействовать, петь и плясать, пока хватит сил!.." – когда во время первого премьерного показа спектакля 4 ноября Алан Цаллаев-Кин произносил со сцены этот яростный монолог, тишина в забитом под потолок зале висела мертвая. Звенящая. А потом взорвалась аплодисментами…

В спектакле, роскошно оформленном художником-постановщиком (она же – художник по костюмам), заслуженным работником культуры РСО–А Светланой Володиной, звучат Бах, сонеты Шекспира и "Реквием" Александра Лебедева, которые тоже читает, по ходу действия, Кин. Человек, во всеуслышание называющий себя лицедеем по призванию, но до самосожжения честный и с самим собой, когда он перевоплощается на подмостках в Отелло, Шейлока и Лира, и со зрителем, и с любимой женщиной – своей супругой-актрисой Анной Дэмби (Анастасия Алехина), и с врагом – отвергнутым ею женихом, лордом Мьюилом (народный артист РСО–А Владимир Карпов), и с предавшим его другом – Георгом IV… Человек сложный, колючий, "неудобный", не раз больно расшибавшийся об острые углы жизни, но оставшийся в памяти современников и потомков как Актер от бога, который умер в 1833 году на сцене театра Ковент-Гарден, играя все того же "венецианского мавра". Георга IV, вошедшего в историю Британии как монарх откровенно бездарный, прославившийся разве что своей зашкаливающей эксцентричностью и масштабами растранжиривания государственной казны на увеселения, роскошь, балы и фавориток, исторический, реальный Кин пережил на три года. В спектакле Изабеллы Каргиновой они уходят в распахнувшийся перед ними сияющий портал, ведущий в Вечность, вместе. Рука об руку. Один все-таки сумел смирить, умирая, монаршью гордыню, а другой – простить…

"Это уже вторая постановка Изабеллы Каргиновой на сцене нашего театра, в центре которой – Его Величество Актер. Первой был спектакль "Любовные игры Сары и Элеоноры" по пьесе Зиновия Сагалова, посвященный великим актрисам Саре Бернар и Элеоноре Дузе. Красивый, яркий, талантливый, он полюбился публике, и очень надеюсь, что так будет и с "Кином IV", – поделился с "СО" худрук и директор Русского театра, народный артист РФ Владимир Уваров. А о том, что быть Актером – значит щедро дарить другим огонь своего сердца, лучше всего сказал в спектакле сам Кин. "Гуляка праздный" и гений, бросающий в зрительный зал бесшабашно и убежденно: "…И пусть свеча не гаснет!.."

Автор: Елена ТОЛОКОННИКОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2817

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика