Чаще остальных астральных персонажей в нартовском эпосе упоминается дочь Солнца (Хуры чызг). Завидная невеста, она живет в недосягаемом замке, в неприступной башне (Æрхуымæсыг), в некоторых сказаниях обладает крыльями либо способностью летать: "Раскрыла она крылья, вспорхнула, Батрадз еще попытался схватить ее, но не тут-то было ("Йæ базыртæ куы бакæны, куы ныппæррæст кæны, // Батрадз дæр ма йæм бæргæ фæлæбуры, фæлæ ницы"). Чтобы жениться на дочери Солнца, героям (в эпосе это чаще Батрадз либо Сослан) приходится преодолевать различные преграды, справляясь со сложными задачами. Описание внешности героини дается в эпосе весьма скудно. Пример находим в сказании "Как Батрадз женился на дочери Солнца" ("Батрадз Хуры чызджы куыд ракуырдта"), при этом сказитель называет ее "человеком": "Есть такой человек. Сидит она в башне Архы, спит в золотой кровати, ее волосы позади в золотом тазу плавают" ("Ис ахæм адæймаг. Æрхы мæсыджы бады, сызгъæрин хуыссæны хуыссы, дзыккутæ фæсте сызгъæрин тасы ленк кæнынц").
Золото, золотые предметы являются атрибутами дочери Солнца: "В одном месте мы увидели молочное озеро. Там три дочери Солнца сидели на золотых креслах"; Батрадз подарил девушке золотой наперсток, а она ему – золотой меч. Цветовая символика данного персонажа складывается из сочетания двух цветов – золотого и белого. Об этом же свидетельствует то, что воплощением дочери Солнца являются и другие астральные персонажи – лань (белая или золотая): "А лань была дочь Солнца Фатима"; "А лань та была такая лань, у которой вся шерсть была золотая".
Лань – наиболее часто встречающееся зооморфное воплощение дочери Солнца, но есть и другие – рувас (лиса): "…перед ним появилась золотая лиса". И далее: "…выскочила, сверкая, словно солнце, красавица".
Адыгская версия эпоса содержит сюжет о сватовстве и женитьбе нарта Сосруко на красавице Адиюх, имя которой значит "светлорукая" (Алиева А.И.) В одном из осетинских сказаний светящиеся руки были у подруги Хамыца: "Женщина закатала рукава и открыла окно. Высунула одну руку, и рука, как солнце, засветилась". Примечательно, что свет от ее рук сравнивается с солнечным.
Сказание, зафиксированное в югоосетинском говоре, повествует о том, что героиня превращается в куницу: "Так превратилась девушка в куницу и пошла в селение Нартов". Здесь не сказано прямо, что речь идет о дочери Солнца, но все факты указывают на это – действие происходит в месте, названном в сказании Поляной Солнца (Хурыбыдыр), в других текстах упоминаются огороды и сады Солнца (Хуры цæхæрадæттæ ‘мæ дыргъдæттæ), двор Солнца (Хуры кæрт), дом Солнца (Хуры хæдзар); девушка приходится сестрой семерым братьям (дочь Солнца часто воспитывается у семерых братьев-уаигов), затем становится женой Сослана. Герой, встретив куницу, наносит ей смертельную рану, преследует, находит у семерых братьев раненую девушку, излечивает ее и впоследствии женится на ней.
В сказании "Как умер нарт Сослан" дочь Солнца названа сестрой семи ангелов (авд зæды хо). Сослан застал ее купающейся в молочном озере и обидел, не ответив взаимностью. Она пожаловалась своим братьям, которые отомстили, наслав на него колесо Балсага (в данном варианте сказания – Бæрцæджы цалх). Таким образом, она стала виновницей гибели Сослана.
В ряде сказаний рассматриваемый астральный персонаж именуется дочерью одного из небесных покровителей: Балсага, Сафа или Куырдалагона, но поскольку все эти варианты повествуют о гибели Сослана, можно считать их репрезентациями одного сюжета.
Нелишним будет сакцентировать внимание на то, что в указанных вариантах сюжета причиной трагедии (смерти Сослана) становится "невольное подсматривание". Оно имеет место, если что-то запрещено видеть. "Видение запретного влечет за собою фатальные последствия", и если исключить среднее звено – отказ героя жениться на дочери Солнца, вырисовывается закономерная картина наказания за "подсматривание", тем более что запрет в данном случае касается женской (к тому же божественной по своему происхождению!) обнаженности.
Дочь Солнца купается в молочном озере, обладает волшебной силой: "…девушка прошлась по краям поляны, и там, где она прошла, появилась железная ограда, с одной стороны в ней – железная дверь, а посреди двора – большой благоустроенный зáмок". На землю она спускается на лучах солнца: "Когда первые лучи солнца коснулись земли, дочь Солнца спустилась на солнечных лучах в земное озеро".
Некоторые варианты эпических сказаний повествуют о том, что дочь Солнца является не супругой, а названой сестрой Батрадза, с которой он советуется в сложных ситуациях: "Утром встал рано [Батрадз]. И дочь Солнца была ему названой сестрой, и говорит он себе: "Пойду-ка спрошу свою названую сестру, не узнала ли она чего". С ее помощью Батрадз попадает на небо на лучах Солнца и получает закалку у небесного кузнеца Куырдалагона. За советом к ней обращаются и семеро братьев-уаигов.
В некоторых сказаниях у дочери Солнца есть имена: "Созырыхъойы ус Хуры чызг Фатъимæт – жена Созырыко дочь Солнца Фатима", "Хуры чызг Ацырухс-Уацырухс" (дочь Солнца Ацырухс-Уацырухс), "Хори кизгæ Акула-рæсугъд" (дочь Солнца Акула-красавица), "уæларв Хуры чызг Ацырухс" (дочь небесного Солнца Ацырухс), "Хуры чызг Агуындæ" (дочь Солнца Агунда), "Зæлихан-рæсугъд" (Залихан-красавица), "Хори кизгæ Хорческæ" (дочь Солнца Хорческа).
Есть варианты сказаний, где дочерей Солнца несколько – две или три. "Жены обоих были сестрами, дочерьми Солнца"; "Утром отправились они и увидели в одном месте озеро, сидят там три дочери Солнца". Л.А. Чибиров указывает, что в эпосе у солнца было семь дочерей, одна была женой Батрадза, другая – Сослана, третья – Хамыца, четвертая – Сыбалца, следующая – жена сына Фалвара Дзудзумара. Однако в сюжетах о женитьбе нартовских героев Батрадза и Сослана оба относятся к типу "солярного героя" (на солнечную природу Батрадза, по мнению И.В. Мамиевой, косвенно указывают черты "паршивца", замеченные исследователями в сюжетах о юном герое). Наблюдается явная контаминация, что позволяет говорить о вариациях мотива женитьбы эпического героя на дочери Солнца.
Связующим атрибутом между небом (как территорией Солнца) и землей (селением Нартов), "средством передвижения" героя выступают либо солнечный луч (хуры тын), либо стрела, которую запускает Солнце: Солнце отправило их (Сыбалца и дочь Солнца) на стреле".
Сын Уархтанага, будучи младенцем, лежащим в люльке, просит свою мать принести ему отцовские лук и стрелы. Та удивляется просьбе, но исполняет ее. Прикусив стрелу деснами, сын Уархтанага отправляет ее к Солнцу. Оно отлучилось в тот момент, и стрела попала в зеркало. Уархтанаг догадывается, что стрела, посланная его сыном, предназначалась дочери Солнца, родившейся с ним в один день. Спустя неделю сын Уархтанага просит мать вынести его в люльке на солнце. Мать вынесла его, мальчик начал гладить лучи солнца. Спрашивает их: "Как поживает девочка?"
Исходя из анализа статуса небесных светил в "Нартиаде", а также образа дочери Солнца, можно заключить, что осетинские сказания о нартах имеют определенные мифологические черты, в частности, им свойственны характерные особенности солярных мифов. Как известно, ими называются, в том числе, "мифы, в которых у героя или героини обнаруживаются солярные черты, т.е. черты, сходные с признаками солнца как мифологического героя". Существенным отличием развитых солярных мифов является включение солнца в пантеон, что и наблюдается в эпических сказаниях осетин.
Образ дочери Солнца из эпоса перешел в некоторые литературные произведения. Так, фольклорная основа сказки А. Батырова "Приключения Солнечной девочки нартов" проанализирована А.Б. Бритаевой.
Таким образом, в сказаниях, связанных с дочерью Солнца, можно выделить две основные сюжетные линии: 1) брак дочери Солнца с одним из нартовских героев (Батрадзом, Сосланом, сыном Уархтанага, Сыбалцем или др.); 2) дочь Солнца, будучи обижена Сосланом, становится косвенной причиной его гибели от колеса Балсага.