Как должны национальные театры отвечать на вызовы и запросы современности, оставаясь при этом бережными хранителями самобытной и уникальной культуры, языков, традиций своих народов – то есть всего того богатства, растеряв и утратив которое, народ неминуемо потеряет и само право именоваться народом?.. Вопросы – острые. Более чем актуальные нынче для кавказского культурного пространства. Наболевшие…
Предметно, на конкретных живых примерах их обсуждая, есть и о чем подискутировать, и во что пристально вглядеться, и чему поаплодировать от души, и что покритиковать. И от VIII международного фестиваля национальных театров "Сцена без границ", стартовавшего 20 ноября во Владикавказе под патронатом Минкульта и Союза театральных деятелей РСО–А, участниками которого на сей раз стали 8 театральных коллективов из 4 регионов СКФО, Южной Осетии, Абхазии и Таджикистана, зрители нашей республики и актеры и режиссеры, вынесшие на их суд свои спектакли, снова ждут не только творческих открытий. Но и честного, открытого, объективного и вместе с тем доверительного и искреннего разговора обо всех тех проблемах, которые театральное братство Кавказа в последние годы волнуют.
"Говорить о том, каким получился фестиваль, мы, конечно, сможем только после того как посмотрим все участвующие в нем постановки. Но мне, например, очень понравилось, что в его программе представлены и спектакли классического репертуара, и пьесы национальных авторов. Это очень интересно: посмотреть, как ваши актеры и режиссеры работают со своим родным материалом и как – с классикой", – подчеркнул на пресс-конференции, состоявшейся в день открытия фестиваля в Русском театре, председатель его жюри – известный московский актер, режиссер и театральный педагог, преподаватель ВГИКа, заслуженный артист РФ Александр Федоров. Худрук сразу двух столичных театров: Московского детского музыкального театра юного актера и Московского музыкального театра "Экспромт". А вместе с ним в пресс-конференции приняли участие министр культуры РСО–А Руслан Мильдзихов, худрук и директор Русского театра Владимир Уваров и еще двое гостей из Москвы, члены фестивального жюри: режиссер и театральный педагог, заслуженный деятель искусств РФ Петр Попов и Галина Скоробогатова – журналист, культуролог, редактор по спецпроектам такого авторитетного столичного издания, пишущего о проблемах культуры и искусства, как "Музыкальный журнал".
– Для меня это – первое посещение вашей замечательной республики, хотя у меня много друзей и коллег из Осетии. С Русланом Мильдзиховым мы вместе учились в ГИТИСе, хотя он потом перешел на режиссерский курс. По сей день дружим. И потому его приглашение возглавить жюри фестиваля я принял не задумываясь. В числе моих очень хороших друзей – и Феликс Царикати. А когда я преподавал в ГИТИСе на факультете музыкального театра режиссуру, на моем курсе училась замечательная Беллочка Каргинова. И очень радостно было узнать, что совсем недавно здесь, в Русском театре, у нее как раз состоялась премьера спектакля "Кин IV" по Григорию Горину, – поделился с прессой Александр Федоров. – А если говорить об осетинских студийцах, учившихся вместе со мной в ГИТИСе, то когда они сдавали зачеты, это всегда был праздник для всех, кто на эти сдачи приходил. Очень яркие это были ребята: поднеси к сцене спичку – и она вспыхнет!..
Не чужая Осетия – и для Петра Попова. В свое время он ставил на сцене Осетинского театра, у "штурвала" которого стоял тогда в качестве худрука режиссер и актер Валерий Цариев, спектакль "Доходное место" по А. Островскому и помогал руководству Северо-Осетинского госуниверситета реализовать казавшуюся в те годы многим откровенно дерзкой задумку об открытии в этом нашем вузе актерского отделения. "У вас – удивительные совершенно артисты. С которыми работалось восхитительно – и необыкновенно легко", – признался он, улыбаясь, журналистам. Кстати, потом, уже в зрительном зале, Петра Попова ожидал сюрприз: встреча с одним из тех самых его добрых осетинских друзей, заслуженным артистом России Тамерланом Сабановым. И радость на лицах обоих, крепко обнявшихся и долго и азартно хлопавших друг друга по плечам, сияла в тот момент самая солнечная и неподдельная.
То, что сегодня национальное театральное пространство России и ближнего зарубежья вновь испытывает острую тягу к консолидации, что национальные театры этих регионов очень хотят общаться, осуществлять совместные творческие проекты, ездить друг к другу на гастроли, возрождать былые дружеские связи и что на этом фоне значение "Сцены без границ" трудно переоценить, подчеркнула на пресс-конференции и Галина Скоробогатова. А Александр Федоров на вопрос о том, чего члены жюри от фестивальной программы ждут и по каким критериям собираются увиденное оценивать, ответил просто: "Главный критерий в оценке любого спектакля – это то, увидел ли ты на сцене правду. И вызвал ли он у тебя ощущение мурашек, бегущих по коже…"
"Уверен, что VIII фестиваль "Сцена без границ" не разочарует своих зрителей", – выразил убежденность и Руслан Мильдзихов, поздравивший в тот вечер со сцены Русского театра его гостей со "стартом" этого театрального форума. А народной артистке России Валерии Вячеславовне Хугаевой, принявшей участие наравне со своими коллегами по труппе в торжественной церемонии его открытия, публика аплодировала стоя. Не только как блистательной актрисе, но и отдавая дань благодарной памяти и любви ее супругу – народному артисту РФ, корифею осетинского театрального искусства Георгию Доментьевичу Хугаеву, автору идеи и основателю фестиваля "Сцена без границ"…
И все-таки никак нельзя не написать еще об одном. О том, что зал Русского театра, рассчитанный на 300 мест, в тот вечер был зияюще пуст на добрых три четверти. Резко и сразу бросилось в глаза и то, что присутствовавших в нем представителей руководства и актива республиканского СТД тоже можно было пересчитать по пальцам… А ведь культурное событие в Русском театре 20 ноября брало старт далеко не рядовое – и для Осетии, и для всего СКФО. Брал старт МЕЖДУНАРОДНЫЙ театральный фестиваль со знаковым для региона посылом, вход на все мероприятия которого, напомним – абсолютно свободный… Вот честное слово, было просто очень обидно это видеть – и очень неудобно. И тут уже возникают вопросы не только, наверное, к проигнорировавшим фактически это событие зрителям (хотя и к ним тоже), а в первую очередь к самому оргкомитету фестиваля. По поводу его организации – и, выражаясь языком канцелярско-бюрократическим, обеспечения на церемонию его открытия зрительской явки…
Очень хочется верить, что на спектаклях VIII "Сцены без границ" аншлаги будут. А фестиваль тем временем набирает обороты. Вчера его конкурсную программу открыли своими постановками "Ночь вдали от Родины" (Н. Меликов, Б. Собир) и "Художник" (А. Галаов) Таджикский государственный молодежный театр им. М. Вахидова и Дигорский госдрамтеатр. Сегодня, 22 ноября, в 14.00 и 18.00 в Осетинском театре пройдут показы спектаклей Чеченского госдрамтеатра им. Х. Нурадилова "Выше гор" (М. Ахмадов) и Лакского государственного муздрамтеатра им. Э. Капиева "Молла Насретдин" (М. Курбанов). А завтра, 23-го, в 14.00 и 20.00 в Русском и Осетинском театрах публика увидит постановки Кабардинского госдрамтеатра им. А. Шогенцукова "Ретро" (А. Галин) и Юго-Осетинского госдрамтеатра им. К. Л. Хетагурова "Кровавая свадьба" (В. Гаглоев).