Мой вопрос Стыр Ныхасу: почему забыт обычай наших предков – поклонение мечу, особенно в священных местах? К примеру, у входа в священную рощу Хетага? Думаю, этот обряд необходимо восстановить! Мы имеем полнейшее право на это. Такой обряд послужит еще и своего рода воспитанию подрастающих поколений.
В 2002 г. вышла книга известного английского антрополога и этнолога Говарда Рида "Король Артур". Автор показывает роль сарматских, аланских подразделений, в составе которых были примерно до 10 тыс. конных воинов, посланных Римом в Британию. Из этой же книги, и не только из нее, известно, что основные легенды об Артуре восходят к скифо-сарматской – аланской культуре. Рид подкрепляет свою теорию историческими, археологическими материалами.
Ранее американские исследователи Скотт Литлон и Линда Малкор (книга "От Скифии до Камелота") приводят параллели между священной чашей Грааля и священной чашей нартов. Как они полагают, мотив священного кубка в английском фольклоре – от аланов. Примерно в I веке н.э. так была выкована большая связь Британии с Римом. Конечно, не в последнюю очередь руками сарматов и аланов.
В "Нартовском эпосе", начало возникновения которого относится к скифскому периоду, просматривается связь между библейской историей чаши святого Грааля и Нартамунга. Грааль – это чаша, из которой Христос пил на тайной вечере и в которую Иосиф Аримафейский после распятия собрал кровь Христа.
В осетинских преданиях, приводимых Дюмезилем, Нартамуга описывается как белая чаша, которая появляется на нартовских пирах и всегда оказывается полной. Чаша нартов сама поднимается к губам героя. Он должен быть без изъяна, его деяния – безукоризненны. Именно поэтому нарты постоянно спорили о праве быть ее хранителями.
Нартамунга служила также своего рода детектором лжи. Если она сама поднималась к устам рассказчика, это служило верным доказательством его правдивости. По Дюмезилю, роль Нартамонга в "Нартовских сказаниях" аналогична роли Грааля о легендах короля Артура. В обеих традициях отряды героев борются за доступ к волшебной чаше или за обладание ею. Эта чаша появляется на пирах и наделяет каждого своего владельца сверхъестественными способностями, более того, чашу получает честнейший из чистых героев без изъяна. В Артуровских легендах Ланселот, несмотря на невероятную храбрость и воинское искусство, не может прикоснуться к Граалю из-за своей любовной связи с Гвинерой. Точно так же поведение Созрыко при встрече с колесом Балсага показывает, что он недостоин быть хранителем Нартамонга. Оба священных сосуда настолько похожи в своей роли, что их происхождение можно отнести к единой сарматско-аланской традиции. В осетинских сказаниях, как и в легендах о короле Артуре, хорошо прослеживаются характерные для этой традиции моменты, такие как интерес к священным чашам или котлам. Как показал ученый Тадеуш Сулимирский, об этом свидетельствуют также данные археологических раскопок в России по всей восточной Европе.
В V веке, в переломный период истории Западной Европы, аланы и их вожди сыграли исключительно важную роль во Франции, Англии. Они сохранили, как пишет Рид, положение социальной элиты в нарождавшемся рыцарском обществе, и это говорит о многом. По мнению В. И. Абаева, войска исторического Артура состояли по крайней мере частично из осевших в Британии сарматов – аланов. Потомком их был, судя по его имени и происхождению, и сам Артур. Аланы были хорошо известны в средневековой Англии. Об их популярности в Западной Европе в целом свидетельствует тот факт, что автор хроники "Истории бриттов" родоначальником Европы называл Алана. Речь идет о Ланселоте – а это не кто иной, как Алан из Лота, один из известных рыцарей Круглого стола. Ядро цикла о Ланселоте сложилось из легенд, принесенных аланами, поселившимися в Галлии (Франции) в V веке.
Конечно, все началось гораздо раньше. В 175 г. ираноязычные кочевники отправились в поход через Европу. Они вели примерно 15 тыс. боевых коней. Кроме оружия каждый сармат носил личную баклажку в сумке, набор инструментов для починки оружия и доспехов, нож, запасную одежду. На наиболее ценной из всех существующих реликвий, каменном барельефе музея г. Дестра в Британии, изображен сарматский воин в островерхой шапке с боевым знаменем, выполненным в виде дракона. Некоторые сарматские и аланские украшения, фрагменты конской упряжи были найдены в крепостях, прилегающих к валу Адриана на Британских островах. Это указывает на длительное пребывание сарматов и аланов.
Надо отметить, что более 8 тыс. воинов влились в общую массу солдат римлян и бриттов, они с гордостью сохранили свою традицию: поклонения мечу, т.е. мечу в камне.
В практическом плане сармато-аланское искусство наездников привлекало внимание всех. Их лошади были крупнее и мощнее, чем лошади местной породы. Римляне также были поражены мастерством сарматской конницы, недаром в III веке они позаимствовали и их знамя и ввели изображение на нем дракона во всех конных отрядах. Не отсюда ли название разновидности конной кавалерии в европейских армиях – "драгуны"?
Сарматы и аланы прибыли в Британию как завоеватели. Их появление было впечатляющим, они оставили свой след. Конечно, многие навсегда остались там, воспитав новое поколение наездников и передав свое мастерство, знания и обычаи жителям Британии.
Нельзя сказать, что принесенные ими в Британию искусство ведения верховой езды и стиль ведения войны являются типично артуровскими. В Риме такая же картина. После увольнения сами они и их жены, сыновья могли стать полноправными солдатами римских легионов, которым платили лучшее жалованье. Им были обещаны существенные выплаты деньгами и землей после увольнения, в этом заключалась хитрость Рима сделать гражданство доступным и даже желанным для своих врагов, и это действовало. А тем, кто возвращался на родину, римляне отказывались платить!
В конце концов, сарматы и аланы были не только ассимилированы местными земледельцами, но и вступали в брачные союзы с равными по положению представителями бриттов.
Наконец, нельзя не сказать об исторической битве, которая развернулась в 451 г. Римляне вновь обратились к аланам за помощью. Великий полководец Атилла, предводитель гуннов, пересек Рейн. Его силы легко смяли первые оборонительные порядки римлян. К концу года Атилла осадил аланскую крепость в Орлеане. Единственное, что мог сделать предводитель аланов Сангибан – попытаться удержать город под стремительным натиском гуннской кавалерии. Когда ситуация стала для аланов критической, осада города была снята, и тогда подоспели мощные силы вестготов и совместно с аланами Атиллу отбросили. Освобожденные аланы вступили в римскую-вестготскую армию, которая преследовала гуннов. Последующая затем битва при Каталаунских полях спасла всю Европу. Аланов поставили в центре против знаменитой кавалерии Атиллы. Римляне составляли правый фланг на возвышенности, а вестготы – левый в низине. Когда стороны сошлись, аланы приняли на себя всю силу гунннской кавалерии, но не дрогнули. Римляне отразили атаку на своем фланге, и т.к. аланы удержали центр, вестготы повернули левый фланг и обратили гуннов в бегство. Год спустя Атилла вновь попытался вторгнуться в Галлию, но его нападение снова было отбито аланами…
Конечно, после совершения всех вышеописанных подвигов наши предки осуществляли моления с чашей и поклонялись мечу, воткнутому в камень.
Считаю необходимым восстановить этот мужественный обычай поклонения мечу. Он будет нам и нашим потомкам напоминать о доблестных предках, о подвигах короля Артура и нарте Батразе, служить воспитательным целям…
Как эту идею реализовать? Это уже работа профессиональных художников.