[B]Космогонические мифы финнов и карелов, представители диаспоры которых объединены у нас в республике в рядах НКЦ "Суомалайнен", утверждали: земля – круглая. Со всех сторон она омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого – Полярная звезда. [/B]
Поддерживает небо мировой столп (в других вариантах – огромный дуб) или медная, железная либо каменная гора. "Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой Манала (Туонела) лежит царство мертвых", – так писал об этом известный отечественный историк и археолог, один из авторов советской энциклопедии "Мифы народов мира" Владимир Петрухин.
Ценнейшие сведения о пантеоне и культе языческих финских и карельских божеств донесла до нас "Псалтырь" 1551 года, составленная главой финской реформации Микаэлем Агриколой. Бога леса, посылавшего охотникам добычу, у финнов и карелов звали Тапио. Бога вод, покровителя рыбаков – Ахти. Бог Турисас даровал воинам победу в битве, Кёндёс покровительствовал пахарям, Кекри "отвечал" за приплод скота… А одним из верховных божеств этого пантеона был громовержец Укко.
Представляли его в виде седобородого крепкого старца в голубой накидке, который разъезжает на колеснице по каменной небесной дороге. Грохот колес этой колесницы и есть гром, а основной атрибут Укко – молния, которой он поражает злых духов: скрыться от него, как считалось, они могут только в воде.
Почитали финны и карелы Укко и как хранителя скота, и как покровителя мукомолов. Записаны молитвы ХVII века, обращенные к грому с просьбой о богатом урожае. "…Ниспошли ты дождь на землю, / Пусть из тучи мед закаплет, / Чтоб колосьями литыми / Зашумело это поле…" – взывает к "повелителю гроз небесных" Укко один из центральных героев эпоса "Калевала", провидец и песнопевец Вяйнемейнен.
Как пишет Микаэль Агрикола, была у этого бога, согласно финским мифам, и супруга по имени Рауни. Порой божественная пара ссорится, и тогда тоже гремит гром и на поля льется плодоносящий дождь. Но мог быть "властитель неба" Укко и грозным: насылал он на землю и град, и снегопады. Еще один из главных героев "Калевалы", молодой охотник, воин, задира и жизнелюбец Лемминкяйнен, обращается за помощью именно к Укко, когда старуха Лоухи, повелительница страны мрака и холода Похьёлы, к дочери которой он посватался, поручает ему невыполнимое задание, надеясь погубить нежеланного кандидата в зятья: укротить коня, принадлежащего злому богу чащоб Хийси. Лемминкяйнен просит Укко вызвать из туч железный град, дабы побил он коню Хийси золотые бока и "усмирил неукротимого". Вняв молитве Лемминкяйнена, засыпает Укко, кроме того, в эпосе снегом "толщиною в три сажени, вышиной с копье героя" ров с раскаленными камнями, преграждающий молодому витязю путь в Похьёлу.
Культ Укко был связан также с культом предков. Молились ему в священных рощах и у отдельно стоящих камней, тоже почитавшихся как священные. А со временем часть черт языческого громовержца Укко финны "перенесли" на христианского святого Иакова (Яакко), день поминовения которого приходится в Финляндии на 25 июля. В ряде ее местностей день святого Яакко до сих пор называют еще и днем Укко. Он считается днем угасания лета, и финские крестьяне отмечали его как праздник. Работали в этот день часто только до полудня. Дома делали уборку, пол застилали зеленой листвой, а также в день Укко запрещалось стирать, отбивая белье вальком, колоть дрова и выполнять другие шумные работы по хозяйству. Иначе, бытовало поверье, в дом может ударить молния.