Всматриваясь в знакомые черты, я никак не могла поверить, что Саша стал режиссером, а теперь приехал на родину, чтобы познакомить зрителя со своими работами. В рамках фестиваля "Сцена без границ" в театре "Саби" жители Осетии увидели сразу два спектакля – современную интерпретацию чеховской "Дамы с собачкой" и потрясающую своей голой правдой работу "Мама, я умер в августе", посвященную жертвам военных событий 2008-го в Южной Осетии. В этом году они уже с успехом прошли на сцене московского культурного центра "Феерия" и получили высокую оценку мастеров ВГИКа.
О своем пути в профессию, о работе над проектами 27-летний режиссер новорожденного театра "Согласие" Александр Муриев рассказал в интервью "СО".
– Чем обусловлен выбор столь тяжелой темы? Само название "Мама, я умер в августе" уже "цепляет"…
– Это основная тема, о которой я хочу говорить сейчас, потому что отлично помню, что, когда произошли трагические события в Южной Осетии, все мы были потрясены. В основу положена реальная история 19-летнего парня Евгения Функа из города Кирова, погибшего в августе 2008-го в Южной Осетии. Монологи героя пьесы Юлии Ионушайте "Я солдат, мама!" мы дополнили фрагментами из романа-дневника Светланы Алексиевич "Цинковые мальчики". Работа над спектаклем "Мама, я умер в августе" шла 88 дней, и эти цифры совсем не случайны. В этом спектакле много антипатриотических настроений, мы постарались показать реальность такой, какая она есть. Мы поднимаем важную тему: человек любит Родину, но хочет жить, учиться, любить, а не воевать. Кому нужны эти войны, которые, по сути, ни к чему не приводят? Тем не менее мальчик выполнил свой долг, хотя и не хотел, он все понял про жизнь и про себя уже "там"…
В финальной сцене у могилы сына стоит мать, приехавшая издалека на последние деньги сюда, в Осетию. На фоне ее страданий – немой ответ и улыбка бывшего президента Грузии на вопрос корреспондента "Комсомольской правды": "Что вы сделали для того чтобы этой войны не было?"…
– Когда ты решил стать режиссером?
– В пятом классе я был очень маленького роста. На последний звонок мне дали стихотворение, но состояло оно не как у всех – из четырех строк, а из трех. Я прочел их, выдержал паузу и сказал: "Все". Мне стали аплодировать, хорошо помню это приятное ощущение, тогда я и захотел стать артистом. Не раз заговаривал об этом дома, но отец был против. А так как я уже в школьные годы стал писать статьи, то по окончании школы поступил на журфак. Проучившись год в СОГУ, я ясно понял, что не хочу заниматься ничем, кроме театра. Так я решился на поездку в Москву. Сказав дома, что еду просто отдохнуть, предпринял попытку поступить в Щукинский институт. Но… так как у меня был невозможный акцент, я "слетел" с первого тура, а возвращаться домой уже не хотелось. И тогда я снова поступил на факультет журналистики, но теперь уже – в Московский институт экономики и права. А еще через год – в Московский государственный институт культуры и искусств на актерский факультет, который окончил в позапрошлом году. И вот сбылась моя мечта – сейчас учусь на режиссера в Щукинском институте и уже три года работаю в Департаменте культуры г. Москвы.
– Здорово, повезло тебе...
– Да, я очень люблю людей, и так получается, что, куда бы я ни пришел, со всеми удается наладить контакт, везде ощущаю поддержку. В Щукинке мне очень повезло, мой художественный руководитель – главный режиссер старейшего Театра Москвы имени Моссовета, народный артист Советского Союза Юрий Александрович Еремин. Его выпускники – художественные руководители лучших театров страны. Он как-то сразу меня выделил, назначил старостой курса, прекрасно ко мне относится, во всем помогает.
– Как удалось поставить свой спектакль?
– В тот год, когда я поступил в Москве на журфак, мы подружились с ребятами из Осетинской студии при Щукинском институте. Когда я надумал ставить пьесу, то, разумеется, в первую очередь обратился к ним. Они охотно согласились, теперь наша труппа состоит из более чем 20 человек, и половина из них – осетины. Помощник режиссера – Тамир Сикоев, он тоже сейчас приехал в Осетию. Кстати, хочется поблагодарить за помощь в организации нашего выступления и работе театра "Согласие" депутатов Парламента РСО–А Бориса Кантемирова и Игоря Касабиева.
– Твой старший товарищ и продюсер Владимир Етдзаев рассказал, что тебе предложили ставить спектакли в разных театрах страны. Это правда?
– Меня пригласили в Ставропольский драматический театр, но с поездкой туда я повременю. По возвращении в Москву я начинаю работать над постановкой повести "Таня" Ивана Бунина в театре "Et Cetera" под руководством председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина. Говорю же: удивительные вещи происходят в моей жизни…
– Да, похоже – это судьба… И ты живешь в согласии с ней.
Вместо окончания…
Оба спектакля публика встретила восторженно, аплодисменты не смолкали. Высокую оценку работе молодого режиссера и артистов дал народный артист РФ, заслуженный артист РСО–А Вячеслав Вершинин:
– Я уверен, этот спектакль, можно считать серьезной заявкой, поверьте моему многолетнему опыту. Настолько все точно и понятно, это великолепно, честное слово! Была бы у меня возможность вас оставить и показать на нашей малой сцене, это произвело бы огромное впечатление… Такого мы у нас не видим, когда молодые актеры вот так работают. Я благодарен за то, что наши ребята, учась в Москве, приезжают в Осетию и привозят такие замечательные спектакли. Моя единственная претензия – надо поработать со словом, постараться говорить немножко по-другому.