Впрочем, космополитизм в какой-то мере во мне тоже присутствует. Потому что если упереться в ложный патриотизм, быть зашоренным и не видеть ничего за пределами своего национального круга – знаете, подобная позиция может оказаться не просто смешной, но и трагичной. Можно просто не развиться как художник… Самое же главное, на мой взгляд – не быть равнодушным. Любить, надеяться, жить. Быть прежде всего человеком и только потом – художником…" Общаясь с журналистами, заслуженный художник России Юрий Абисалов, которого арт-критики и искусствоведы называют сегодня "одной из центральных фигур в современном изобразительном искусстве Осетии", делает акцент на этом всегда. "Не быть равнодушным" – его кредо. Позиция. И по жизни, и на холсте.
Сам он, улыбаясь, рассказывает, что рисовать его потянуло поздно – классе в восьмом. Сначала была изостудия во Дворце пионеров города Нальчика, где тогда жила семья Абисаловых: туда Юру "сагитировал" записаться приятель. Потом – учеба во Владикавказском художественном училище у таких мэтров, как Эльбрус Саккаев и Шалва Бедоев. В 1987 году он блестяще окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина: там наставником Юрия Абисалова был народный художник СССР Юрий Непринцев, уговаривавший его после окончания "Репинки" остаться в Ленинграде в аспирантуре. "Но от учебы я, откровенно говоря, уже так устал! Хотелось заниматься творчеством, тянуло к мольберту", – вспоминает сегодня Юрий Абисалов. Член-корреспондент Российской академии художеств, чьи работы хранятся в фондах музеев Владикавказа и Москвы, включая собрание Минкульта РФ и Третьяковку, и в галереях и частных собраниях коллекционеров России, Франции, Германии, Испании, Великобритании, Швейцарии, США, Японии. Лауреат Госпремии имени Коста Хетагурова и целой россыпи престижных российских творческих наград: самая "свежая" из них – золотая медаль Союза художников России (уже, кстати, вторая в "копилке" Юрия Абисалова за последние шесть лет), которую вручил ему в сентябре нынешнего года во Владикавказе по итогам межрегионального художественного симпозиума "Национальный колорит единой страны ("Южная палитра")" первый секретарь СХ РФ, народный художник России Николай Боровской. Участник множества всероссийских и международных художественных выставок, салонов и ярмарок, чье имя знают далеко за пределами его родного Северного Кавказа… Только вот сам он очень не любит, когда его называют едва ли не "живым классиком" современной осетинской живописи, в которую он привнес свой собственный, неповторимый авторский стиль, почерк, сочность красок, свою "фирменную" игру символами, добрую улыбку жизнелюбивого философа и истинно по-кавказски щедрое душевное тепло. И считает, что самое страшное для художника – улечься на охапку сухих, свернувшихся в трубочку старых лавров и на них уютно почивать. Перестать искать новое. Перестать распахивать настежь душу миру, любимому делу, друзьям…
5 декабря ему исполнилось 60. Мастеру и человеку, изумительно, по-мальчишески душой молодому. Быть в творчестве одновременно и очень современным, и глубоко национальным, подчеркнуто многослойным и по-хорошему простым и понятным, ироничным и зачаровывающе светлым – это удается не всем. Ему удается! И именно это "заставляет зрителя подолгу завороженно смотреть на его работы", как писал в свое время о Юрии Абисалове Лазарь Гадаев…
А сегодня слово о юбиляре на страницах "СО" – его коллегам, ученикам и друзьям.
Зара ГАЗДАНОВА, искусствовед, заслуженный деятель искусств РСО–А:
– Один из ведущих художников Северной Осетии, который во многом определил движение и направление современного осетинского искусства конца ХХ – начала ХХI веков – вот что, прежде всего, хочется подчеркнуть, говоря о Юрии Абисалове. Работая в конце 1980-х – начале 1990-х годов на факультете искусств СОГУ, он щедро делился опытом и знаниями с молодежью – и сумел создать, по сути, собственную школу живописи и графики, определить новое стилевое направление в осетинском изобразительном искусстве, получившее название "абисаловский стиль".
Ему не чужда классика, и это сказалось на его ранних работах. Он проявляет повышенный интерес к национальному прошлому, архаике – об этом говорит практически все его творчество. Ему близки опыт и поиски крупнейших художников ХХ века, но ничто не может перечеркнуть его собственное "я". Он – Абисалов, и это читается в каждой его работе. Его искусство современно по форме, а по мироощущению – глубоко народно.
Несомненно, что он художник-философ. Он любит поэкспериментировать с цветом, "покрутить" форму, но при этом формальные поиски никогда не заслоняют для него живую натуру. Поэтому его внешне условная, достаточно эстетизированная живопись наполнена и юмором, и теплом, а нередко и какой-то щемящей грустью.
Юрий Абисалов как художник постоянно развивается и совершенствуется. Во время своих творческих поездок он исколесил уже едва ли не полмира: от Франции, Бельгии и Голландии – до Японии и США. Естественно, обогащается и тематика его произведений, обновляется и усложняется его живопись, у него появляется в последнее время много интереснейших графических, чаще всего пейзажных работ. Но в его работах всегда сохраняется главное: неповторимый творческий почерк и авторская узнаваемость. Без чего художника нет…
Таймураз МАРГИЕВ, председатель Союза художников РСО–А, заслуженный художник РФ:
– Юрий Абисалов – одна из знаковых фигур в рядах Союза художников республики. Замечательный мастер, коллега, друг. 60 лет для человека творческого – это время расцвета, а он духом творчества, кипучей энергией и вдохновением "заряжен" так, что просто искрит. Все время – в поиске. Все время – во власти новых идей, новых замыслов… Ну, вот такой пример хотя бы: 5 декабря звоню я ему, чтобы с днем рождения поздравить. Спрашиваю: "Юра, чем занимаешься? Весь, наверное, в юбилейных хлопотах?" И в ответ слышу: "Я – в мастерской, на мольберте холст стоит, сейчас начну писать…" Уже одно это говорит о нем как о человеке исчерпывающе.
Простой, открытый, легкий в общении, "свой парень", начисто лишенный даже тени пресловутой "звездной болезни" – это тоже он. У него – прекрасная семья, его близкие люди, супруга и дочери, всегда поддерживают Юру в его творческих исканиях, они для него – надежный, как каменная стена, тыл. Что для художника – тоже очень важно… А Союз художников республики сейчас планирует проведение юбилейной выставки Юры в Москве. Определяемся с залом, и, думаю, она пройдет в столице уже в начале следующего года.
Виктор ЦАЛЛАГОВ, заслуженный художник РСО–А, лауреат Государственной премии Правительства РФ:
– Начну с того, что Юра – мой педагог. В 1989 году в СОГУ открылся факультет искусств, куда он как раз тогда пришел преподавать. А я в том же году туда поступил. И как педагога мы, студенты, его обожали. Бывают преподаватели, которые сначала еще подумают: а стоит ли делиться с учениками всеми своими профессиональными секретами, отдавая им себя до донышка? Юра в этом смысле всегда был человеком предельно щедрым. И даже, честно говоря, жаль, что потом он оставил преподавательскую работу в СОГУ ради "свободного творческого плавания".
Моя дружба с ним завязалась именно тогда, в бытность мою студентом. И я горжусь тем, что мы – друзья, а не только коллеги. С Юрой всегда потрясающе интересно участвовать в совместных творческих проектах, выставках, художественных симпозиумах, где он выступает куратором. В 2016 и 2017 году это, например, были симпозиумы в Крыму и в Фиагдоне, проведенные некоммерческим фондом "Арт-Кавказ"… Юра – отменный организатор таких мероприятий, каждого их участника и гостя умеющий окружить вниманием и теплом. А стиль его как художника нельзя перепутать ни с чьим. Тонкий гротеск, философский юмор, удивительная теплота композиции и цветовой гаммы… В каждой его работе видна рука мастера.
Есть художники очень предсказуемые: десять лет прошло, а он – все тот же и такой же. Юра – художник со своим абсолютно неповторимым "лицом", но ценителей своего творчества он при этом любит приятно удивлять. Любит быть неожиданным. И каждой его новой выставки ждешь с нетерпением. Это – всегда событие. И – всегда праздник…