[B]Сухие листья, картины, старые вещи, будто осколок давно ушедшей эпохи, живущей теперь лишь в воспоминаниях, снах, да, может, еще на полотнах художников. Именно такое впечатление оставляет выставка "Путь в поисках настоящего", приуроченная к 30-летнему юбилею создания братства свободных художников Осетии "Тибул" и открывшаяся в Художественном музее им. М. Туганова.[/B]
История этого объединения восходит к 1987 году, когда независимые художники создали товарищество, провозгласив одним из главных его постулатов принцип равенства, свободы творчества и взаимопомощи. Неслучайно братство было названо в честь канатоходца Тибула – смельчака и защитника обездоленных, героя знаменитой сказки Юрия Олеши "Три толстяка". Новое поколение художников, отвергнутое официальными союзами, балансировало и выживало, принося на своих плечах новые ветра молодого искусства.
Владикавказ обязан бунтарской силе "Тибула" сохранением и спасением от неминуемой гибели корпусов знаменитого пивоваренного завода братьев Прохаско, что расположился на улице Карла Маркса. И в этом тоже своя символика: сохранить предмет прошлого для новой жизни.
Эта художественная тенденция "тибуловцев" хорошо прослеживается на выставке, где представлено множество арт-объектов, созданных из старых, вышедших из употребления вещей. Они нашли место и ржавому колесу, и старому чемодану, и посеревшему от времени черепу, и все они по прихоти вдумчивого и внимательного художника обрели новый смысл и новую жизнь.
Да и само открытие выставки обдало новым дыханием, превратившись почти в ритуальное действо, где каждый художник прошел череду символических испытаний: огня – символа творения, воды – очищения и наполнения души, и медных труб – сложнейшего из всех возможных испытаний – славой. И еще один атрибут, принятый братством в этот день, – черный треугольный шейный платок как символ отказа художника от суеты, где черный – не цвет траура по чему-то ушедшему, но цвет, вобравший в себя все остальные цвета.
О значении братства художников "Тибул" и об открывшейся выставке "СО" рассказала заместитель директора Художественного музея им. Туганова, искусствовед Людмила Бязрова:
– В 1980-е годы это была первая группа, которая работала неформально, не в традиционном русле. Хотя в целом это успешное время для осетинского искусства. "Тибул" представлял на выставках очень много работ в духе конструктивизма. Тогда это все вызывало интерес, любое обращение к началу XX века, к модерну было востребовано. Мне всегда были очень интересны их выставки, и эта не исключение, поскольку они существовали в пространстве старых вещей. Для "тибуловцев" это не хлам, а осколки старого Владикавказа. Плюс их выставки всегда отличало смешение стилей. Это было если и не противовесом официальному искусству, то каким-то новым дыханием. И мне очень приятно, что на протяжении стольких лет это братство сохранилось.