Зимняя сказка-2017". Выставка, проводящаяся, без всякого преувеличения, просто с грандиозным размахом: это сегодня – крупнейший проект такого рода, знакомящий москвичей и гостей столицы с традиционными российскими народными промыслами и декоративно-прикладным искусством.
Более полутора тысячи участников, 45 развернутых в павильонах "ЭКСПОЦЕНТРА" коллективных экспозиций регионов России, 130 средств массовой информации, освещающих работу выставки, конкурсы по различным номинациям, презентации, мастер-классы, очень обширная культурная программа, которую выставка предлагает своим посетителям, и не менее насыщенная деловая – все это "Ладья. Зимняя сказка-2017". Одна только общая площадь выставки в нынешнем году – свыше 17 тыс. кв. м. Побывают на ней за пять дней, как ожидается, 80 с лишним тысяч человек. А для Северной Осетии она, проходящая в Москве в преддверии новогодних и рождественских праздников, – событие еще и потому, что в "Ладье. Зимней сказке-2017" впервые участвует в новом статусе владикавказский филиал художественно-производственных мастерских Государственного академического Мариинского театра.
Создан он был в столице республики в 2002 году, то есть ровно 15 лет назад, по инициативе и при поддержке маэстро Валерия Гергиева. "Конечно, не секрет, почему выбор пал именно на этот регион: здесь моя родина, с этим краем связаны мои первые детские и художественные впечатления", – так в свое время обосновал это решение сам Валерий Абисалович. Однако обшивать оперные и балетные постановки Мариинки стало далеко не единственной задачей, возложенной на "плечи" филиала. Очерчен круг этих задач был гораздо шире: филиалу отводилась роль базовой площадки по внедрению на театральном пространстве СКФО и Юга России новых, передовых, "продвинутых" художественно-производственных технологий, связанных с пошивом сценического костюма и не только. Без которых современного театра попросту нет.
А с лета нынешнего, 2017 года эта структура официально влилась в состав республиканского филиала Мариинского театра, который возглавляет директор Владимир Туккаев. Бухгалтерия ее "переехала" на ул. Миллера, 34, в здание его Концертного зала, а сами мастерские по-прежнему базируются на проспекте Мира, 14. И название должности бывшего директора владикавказского филиала мастерских Мариинки Залины Цахиловой, соответственно, тоже теперь звучит по-иному: "начальник костюмерного производства филиала Мариинского театра в РСО–А".
– Реализуется выставочный проект "Ладья. Зимняя сказка-2017" под эгидой ассоциации "Народные художественные промыслы России". Он уже стал традиционным, ежегодным, мероприятие это – очень масштабное, и его география с каждым годом расширяется: к участию в выставке подключаются все больше городов и регионов, – поделилась вчера с "СО" Залина Федоровна по телефону из Москвы. – А повезли мы в Москву, помимо образцов театральных костюмов, также сувенирную продукцию ручной работы, которую изготавливаем для театральных магазинов Мариинки.
…Продукция эта – просто сказочной красоты. Вся, как на подбор. Дамские сумочки, вышитые золотом, серебром, бисером и стеклярусом, изящные футляры для театральных биноклей, кошельки, шали, веера… Что же до опыта в области пошива театральных, концертных и экспозиционных исторических костюмов, то он специалистами мастерских накоплен за эти 15 лет огромный и по-настоящему уникальный. "Квалификация наших девочек – закройщиков, художников-технологов, мастеров художественной вышивки – не уступает самым высоким российским и мировым стандартам. Говорю это смело. А еще с гордостью могу сказать: за эти 15 лет нами были пошиты для Мариинки сотни театральных костюмов, и еще ни разу мы своих заказчиков не подвели. Ни по срокам выполнения заказов, ни в том, что касается их качества. А ведь иногда нам приходится "одевать" большие мариинские спектакли полностью – например, так было с балетом "Война и мир", – рассказывает Залина Цахилова.
Штат мастерских сегодня – около 40 сотрудников. Мастера по пошиву женского и мужского театрального костюма, которые здесь трудятся, прошли обучение в Санкт-Петербурге, в головных цехах художественно-производственного комбината Мариинского театра. Регулярно ездят они в город на Неве и на стажировки. А шьют тут театральные и концертные костюмы не только для новых постановок самой Мариинки, но и по заказам творческих коллективов СКФО. И в апреле нынешнего года возможность полюбоваться красотой, которую создают золотые руки специалистов, работающих во владикавказских мастерских Мариинского театра, горожанам подарила большая юбилейная выставка, приуроченная к 15-летию их открытия. Состоялась она в Северо-Осетинском художественном музее им. М. Туганова. А представлены на ней были, в том числе, костюмы к таким постановкам Мариинки и Национального государственного театра оперы и балета РСО–А, как "Щелкунчик" и "Парсифаль", "Иоланта" и "Снегурочка", "Травиата" и "Тамара и Давид", "Кармен" и "Федора"…
Ну, а буквально вот только-только здесь закончили работу над костюмами к детской опере петербургского композитора Сергея Баневича "Кот Мурыч": ее премьера в постановке режиссера Гиви Валиева прошла на сцене Национального театра оперы и балета РСО–А – одной из площадок республиканского филиала Мариинки – вчера, 14 декабря. Автором и эскизов костюмов, и сценографии этого спектакля стала главный художник-технолог владикавказских мастерских Мариинского театра Нина Черчесова.
– Это – добрая и веселая музыкальная сказка, в которой больше, наверное, даже от мюзикла, – рассказывает она. – А в целом уходящий год для наших мастерских получился насыщенным: работы было много. "Одевали" мы, скажем, такие спектакли Мариинки, как "Сицилийская вечерня", "Пахита", потом – "Риголетто"… А уже в начале нового, 2018 года, возможно, примем участие в работе над костюмами к балету "Спящая красавица", премьера которого планируется в Мариинском театре.