– Таймураз Русланович, на заседаниях правительства республики подводятся итоги работы органов местного самоуправления за год, а есть ли такая оценка деятельности органов исполнительной власти республики?
– Конечно, есть. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти регионов, в том числе нашей деятельности, ежегодно проводится на федеральном уровне по специальной методике. Методика включает анализ темпов социально-экономического развития региона не только одного рассматриваемого года, но и динамику за три предыдущих, опросы населения по выявлению его удовлетворенности созданными условиями жизни и т.д. Причем эти опросы проводятся независимыми федеральными службами.
– И какую оценку получила деятельность органов исполнительной власти республики за 2016 год? Понятно, что 2017 год только идет к завершению, и его оценка еще впереди.
– По итогам социально-экономического развития в 2016 году республика вошла в число 40 регионов-лидеров, которые награждаются на федеральном уровне специальными грантами. Мы заняли 37-е место, сумма выделенного из федерального бюджета гранта составила 84,4 млн руб. Если бы анализировались итоги только 2016 года, то оценка результатов интенсивной и очень напряженной работы руководства республики была бы гораздо выше, ведь по многим показателям мы превзошли другие регионы. Положительная динамика темпов социально-экономического развития была обеспечена, в частности, за счет роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики на 24,5%, и здесь надо отметить положительную работу налоговых служб. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) вырос в 2016 году на 7,7%. Темп роста оборота продукции (услуг), произведенной малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями республики, составил 177,8%. В Республике Северная Осетия – Алания по итогам 2016 года достигнута положительная динамика по 8 из 12 утвержденных показателей. Повысилась оценка населением деятельности органов исполнительной власти республики (на 10,6 п.п.). В силу комплексности проблемы отрицательная динамика в 2016 году сохранилась по показателям уровня безработицы, реальным денежным доходам и удельному весу введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда. Помимо этого на итоговую оценку эффективности деятельности органов исполнительной власти республики негативно повлияла отрицательная динамика макроэкономических показателей за предыдущий период 2013–2015 гг.
– На что будут потрачены полученные средства?
– Республика планирует направить их на снижение уровня онкологических заболеваний. В первую очередь на оснащение республиканского онкологического диспансера необходимым диагностическим оборудованием. Поскольку определение болезни на начальных этапах ее развития и вовремя назначенное лечение являются важным звеном оздоровительных мероприятий, направленных на снижение уровня онкологических заболеваний.
– А если говорить о лекарственном обеспечении онкологических больных, какова ситуация в республике сегодня?
– Есть два канала финансирования здравоохранения – это республиканский бюджет и средства территориального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджет фонда в 2018 году будет существенно увеличен – более чем на 1 млрд руб. Повысить уровень обеспеченности лекарственными препаратами наших лечебных учреждений удастся и за счет наведения порядка в сфере закупок лекарств, усиления контроля эффективности финансово-хозяйственной деятельности руководителей лечебных учреждений. В 2017 году даже частичная централизация закупок лекарственных препаратов позволила снизить затраты на их приобретение и увеличить обеспеченность наших лечебных учреждений лекарствами. Это касается основных групп лекарственных препаратов. К сожалению, имеются и другие дорогостоящие препараты, которые по-прежнему недоступны для бюджета республики.
– Насколько сложно было определиться с тем, куда направить средства гранта?
– В настоящее время ведется большая работа по улучшению материально-технической базы всего здравоохранения республики. Заболеваемость онкологическими болезнями высокая, и здесь не пришлось долго думать, куда направить средства. Это острая и животрепещущая проблема, и решение было на поверхности. Помимо этого в рамках федеральной целевой программы мы заканчиваем реконструкцию первой городской больницы, это – один из долгостроев республики. В 2017 году также начато строительство противотуберкулезного диспансера, работы будут завершены в 2018 году. На следующий год на средства резервного фонда Президента РФ будут улучшены условия работы в Алагирской центральной районной больнице, аналогичные мероприятия пройдут в Правобережном районе.
– Вы упомянули несколько социально важных объектов, а сколько их всего и работы в каких из них республика завершает в 2017 году?
– В текущем году в рамках более десяти различных федеральных программ мы сдаем порядка 49 объектов на общую сумму около 3 млрд руб., это касается как строительных работ, так и реконструкции, капитального ремонта социальных объектов. Уже завершается строительство четырех домов культуры – в Пригородном, Правобережном, Ардонском и Моздокском районах. Проведен капитальный ремонт шести домов культуры – в Комгароне Пригородного района, Лескене Ирафского, Фиагдоне Алагирского, Эльхотове и Комсомольском Кировского района, ст. Николаевской Дигорского района.
На реконструкцию Национального музея потрачено около 100 млн руб., 480 млн – сумма, направленная на строительство двух новых школ: в Сурх-Дигоре и Эльхотове. Реализован крупный федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" – в общей сложности это 154 млн рублей, потраченных на благоустройство дворовых территорий и мест отдыха граждан. Также в рамках федеральной программы задействовано 329 млн руб. на строительство четырех детских садов, реконструкцию школы № 27 и возведение спорткомплексов в г. Дигоре и в с. Эльхотове. На "Устойчивое развитие сельских территорий" потрачено 67 млн руб. Проведена реконструкция республиканского стадиона "Спартак" по программе "Создание условий для занятий физической культурой и спортом" в сумме 75 млн руб. По этой же программе в сельских районах республики отремонтировано 6 спортзалов на общую сумму 23 млн руб.
Наряду со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом социальных объектов мы большое внимание уделили реализации инвестиционных проектов в экономической сфере. В рамках программы "Социально-экономическое развитие субъектов РФ, входящих в состав СКФО" в республику направлен 1 млрд 130 млн руб. На эти средства реконструированы и построены социально важные объекты: тубдиспансер – 543 млн, инфекционный корпус на 100 коек при Республиканской детской клинической больнице – 382 млн. В частности, часть средств, а именно 160 млн, направлены на строительство туристического комплекса с гостиницей на 50 номеров в Куртатинском ущелье (ООО "СТК-59"), 40 млн – на создание комплекса по приемке, хранению и первичной переработке зерна (ООО "ДиГ-Агро"). Отмечу, что сдача в эксплуатацию некоторых из перечисленных объектов согласно графику переходит на 2018 год.
– В этом году как никогда много внимания было уделено сельским поселениям. С чем вы это связываете?
– Ценность не в самой постройке, например, домов культуры, а в том, чтобы создать условия для закрепления людей, в первую очередь молодежи, в сельской местности. При наличии условий для гармоничного развития личности нет необходимости уезжать в город за знаниями или развлечениями. При этом у жителей сельской местности есть возможность вести личное подсобное хозяйство. А это означает самозанятость, которая должна обеспечивать существенную долю экономики республики, что очень важно. Нельзя также забывать, что инфраструктура объектов культуры, здравоохранения, образования, спорта и физкультуры, оказания социальных услуг в районах зачастую уступает по качеству и количеству столице республики. Поэтому считаю правильным в какой-то части отдавать пока приоритет районам, чтобы сократить, а в перспективе ликвидировать это отставание.
– В течение года вы регулярно инспектировали площадки строящихся объектов. Какие недоработки вы отмечали чаще всего?
– К сожалению, часто встречается отсутствие должного взаимодействия подрядчиков с представителями газо-, электро-, водоснабжающих организаций. Есть недоработки, а потом возникают недоразумения в части документального оформления ввода объектов в эксплуатацию. Подчеркну, что неотъемлемой частью для приема объектов для нас является наличие правоустанавливающих документов.
– Какие новые объекты планируется построить в 2018 году?
– Помимо четырех детских садов, строительство которых было начато в этом году в Правобережном, Алагирском и Ирафском районах, планируется построить новую школу и детский сад во Владикавказе. Для решения экологических проблем запланировано несколько важных мероприятий, в частности, масштабный проект по ликвидации Фиагдонского и Унальского хвостохранилищ, а также проведение берегоукрепительных работ. В части ликвидации накопленного экологического ущерба в хвостохранилищах решение давалось сложно, но благодаря тесному взаимодействию республиканского министерства природных ресурсов с федеральным министерством, а также личному участию главы республики Вячеслава Битарова работы должны начаться уже в 2018 году.
– Один из главных пунктов майских указов президента касается увеличения заработной платы некоторых категорий бюджетников. Год подошел к концу. Что сделано, чтобы обеспечить его исполнение? Какие средства предусмотрены в бюджете 2018 года?
– Исполнение майских указов в 2017 году – это 469 млн руб. выделенных средств, что касается 2018 года, то средства на это предусмотрены, и их будет достаточно для выполнения майских указов.
– Каким, на ваш взгляд, будет 2018 год?
– Это зависит от каждого из нас, от того, как мы с вами будем работать на своих местах. Правительство настроено на кропотливую и созидательную работу по социально-экономическому развитию республики. Все секреты успеха – в труде и в ответственном отношении к делу.