…Написать пьесу, которая не просто смотрелась бы зрителем на одном дыхании, но и стала бы, как сегодня модно говорить, хитом, собирающим в театрах забитые едва ли не под потолок залы, – об этом втайне мечтает любой драматург. И найти для такой пьесы сюжет, который прицельно "выстрелил" бы тут "в десятку", озвучив в полный голос со сцены то, что зрителя по-настоящему задевает за душу, что ему дорого и близко, что высекает из его души либо очищающие слезы катарсиса, либо светлые слезы по-детски искреннего, заразительного смеха – этого еще мало. Его нужно суметь ювелирно огранить, превратив алмаз в бриллиант. Вложить в работу над этим сюжетом тепло собственного сердца. Вдохнуть в придуманных тобой героев жизнь – и так вдохнуть, чтобы зритель потрясенно прошептал: "А ведь это – честное слово, про меня!.." Удается такое не всем. Потому что, кроме мастерского владения пером и знания законов драматургии, для этого требуется еще и то неуловимое, что одни называют божьей искрой, а другие – просто: большим талантом…
Драматурга Раису Хубецову, 95-летие со дня рождения которой Осетия отметила 25 декабря, современники запомнили как человека, наделенного этой искрой сполна. Ее литературное наследие – это около 25 пьес: трагедии, исторические, романтические и социально-бытовые драмы, комедии, пьесы-сказки… И в каждую щедро был вложен их автором горячий кусочек души. А двум из этих пьес суждено было стать в Осетии не просто зашкаливающее популярными – культовыми. Комедия Раисы Хубецовой "Песня Софьи", написанная ею в соавторстве с Геором Хугаевым, впервые была поставлена на сцене Осетинского театра в 1957 году – и успех ее премьеру сопровождал громовой. На ее основе композитором Христофором Плиевым была написана первая осетинская оперетта – "Весенняя песня". В 1960-м этот спектакль был с успехом показан в Москве, в дни Декады осетинского искусства и литературы – на сцене Кремлевского театра. "Песню Софьи" перевели на русский, украинский, молдавский, чувашский и еще целый ряд языков народов СССР, она шла во многих театрах Советского Союза: от Дербента и Кишинева – до Брянска, Пскова и Перми. А ее герои в блистательном исполнении "звезд" Осетинского театра тех лет стали в Осетии действительно героями народными: Софья – Вера Уртаева, Хундаг – Борис Ходов, Афаша – Варвара Каргинова, Сафиат – Зоя Кочисова, продувная и разбитная сельская сваха-интриганка Салфетка – Серафима Икаева, об игре которой те, кому посчастливилось ее в этой роли видеть, отзываются единодушно: "Фейерверк, упоение – и брызги шампанского!.."
А в 1974-м на сцене Осетинского театра состоялась премьера драмы Раисы Хубецовой "Материнская слава" ("Мады фарн") в постановке режиссера Маирбека Цихиева и в оформлении художницы Зинаиды Дзаховой. Этот спектакль признали в Москве одним из лауреатов Всероссийского смотра в ознаменование 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. А сама пьеса, история матери-осетинки Кади, у которой война отняла пятерых сыновей и которую в спектакле Осетинского театра играла незабвенная Орзета Бекузарова (и играла так, что у зрителя комок стоял в горле!), потом не раз ставилась не только в театрах Северной и Южной Осетии и соседних республик Северного Кавказа, но и за пределами Юга России. И даже – в Югославии и Болгарии. Тоже – с аншлагами. "…Подвиг здесь все. Вся жизнь этой женщины. И то, что одна, без мужа, подняла сыновей и вырастила. И то, что благословила их на бой. И то, что годы ждала их возвращения. Надеялась и верила в него, несмотря на давно уже пришедшие похоронки. И то, наконец, что горькие утраты не согнули эту женщину, не встали преградой между нею и людьми", – так писал о "Материнской славе" в 1974 году журнал "Театральная жизнь"…
А ведь в свое время Раиса Васильевна Хубецова, тогда – еще просто Раечка, едва не выбрала для себя профессию, очень и очень далекую и от литературы, и от театра. В 1937 году она, 15-летняя девчушка из Алагира, поступила в Орджоникидзевский техникум путей сообщения. Проучилась там два года. И все-таки поняла: это – не "ее". Совсем. Потом был филфак Северо-Осетинского пединститута, откуда в военном 1944-м Раю, гордость курса, направили на учебу в Москву, в Литературный институт имени Горького. Сама она вспоминала потом годы этой учебы в столице как совершенно незабываемое время. Трудное, голодное, но – счастливое… А среди тех, кто учился в Литинституте в одни годы с Раисой Хубецовой – целое созвездие имен, которым суждено было потом стать культовыми фигурами в советской литературе. Юлия Друнина, Эдуард Асадов, Юрий Бондарев, Владимир Солоухин, Владимир Тендряков, Юрий Трифонов, Виктор Розов…
А вернувшись домой, в Осетию, она пришла на работу в республиканское Управление по делам искусств. Позже работала уполномоченным Главреперткома по СОАССР, была завлитом Осетинского театра и театра "Саби", дважды вставала в качестве директора у "штурвала" Музея осетинской литературы им. К. Л. Хетагурова… Больше 20 лет возглавляла Раиса Васильевна, заслуженный работник культуры России, секцию драматургов Союза писателей Северной Осетии. Была награждена двумя орденами "Знак почета", не раз представляла родную республику на съездах Союзов писателей СССР и РСФСР…
– Какой была мама? Человеком, и в творчестве, и "по жизни" максимально требовательным и строгим к себе. Очень принципиальным. И убежденным, что человек пишущий должен быть широко распахнут душой навстречу миру и людям, – вспоминает дочь Раисы Васильевны Азау Абаева, ведущий методист по фольклору Республиканского центра традиционной культуры и этнотуризма "Фарн". – Бывало, ее спрашивали: "Рая, ты столько всего тащишь на себе – когда же ты еще и писать успеваешь?" А она улыбалась: "Вы лучше спросите, когда я не пишу"… Сюжеты своих пьес, сочные, колоритные, яркие черточки в характерах своих героев – все это она не "из головы" черпала, а из гущи живой жизни. Потому многие и узнавали в ее героях себя, своих знакомых, своих односельчан… А еще она была необыкновенно добрым человеком. Деятельно добрым. Помогала всем вокруг, кто нуждался в помощи: мама ведь четырежды избиралась депутатом горсовета… А вот когда речь заходила обо мне, то за меня она не ходатайствовала ни перед кем ни разу – ни в школе, ни в вузе: "Ты должна в жизни всего добиваться сама! И должна понять, что это унизительно – когда для тебя кто-то "выбивает" теплое местечко"…
И еще меня в маме всегда просто потрясало то, что она была из числа тех редких людей, кто на обиду, неблагодарность, подставленную исподтишка подножку никогда не отвечает тем же. А отвечает только добром – и зла в душе ни на кого не копит. "Если платишь человеку добром за зло, то он, может быть, задумается над своим поступком – и сам поймет, что неправ", – так она это объясняла… Очень много занималась она с молодежью, "пробующей перо", с самодеятельными драматургами из народных театров – и никогда никому не отказывала в помощи, в совете, в консультации. Какой бы ни была занятой или уставшей. И вокруг часто удивлялись тому, насколько она простой, открытый и доступный в общении человек, без единой капли заносчивой "звездности"… А молодежь к маме всегда тянулась. Как на теплый огонек. И мои одноклассники, и однокурсники…
…Пьеса о шахтерах Садона "В родных горах". Историко-революционная драма "Сау чызг" ("Черная девушка"), которую в свое время ставили даже в Хакассии. Историческая трагедия "Хетаг", созданная по мотивам одноименной незаконченной поэмы Коста. Детская пьеса "Зимняя сказка". Пьеса-легенда "Фарн", над которой Раиса Васильевна работала больше десяти лет… Литературное наследие драматурга Раисы Хубецовой кто-то из критиков сравнил с самоцветом, у каждой грани которого – свой, особенный блеск. Неповторимый, но всегда – теплый. И самоцвет этот современникам и потомкам она протянула в ладонях щедро и открыто: "Вот она я – вся как есть. Вот они – мое сердце и моя душа…"