Знаток стран и городов, учитель географии открыла для своих учеников много путей и дорог. И сумела стать для них не просто преподавателем, а настоящим наставником, которого помнят и любят спустя многие годы. И в эти январские дни, когда Лизе Амурхановне исполняется 80 лет, именно теплые слова и поздравления от учеников, которых она не считает бывшими, и будут для нее самым ценным подарком.
– В 1960-е годы в наше село в гости к своим родственникам приехал студент Благовещенского педагогического института. Он решил забрать с собой меня, девочку, чтобы дать образование, помочь встать на ноги. Дело в том, что наша многодетная семья после пожара осталась без крыши над головой. Председатель студенческого товарищества в институте, отличник учебы, имеющий авторитет, – этот парень был уверен, что сможет помочь мне. Тогда он уехал один, но каждую неделю писал письма, в которых просил, чтобы я ему поверила, чтобы согласилась выйти за него замуж. Но разве я могла? Мама была тяжело больна, поэтому я часто выезжала на равнину с отцом, помогала по хозяйству, была настоящей опорой для семьи. Но даже у такой дикой козочки была розовая мечта – когда-нибудь стать студенткой. И вот в 1963 году я решилась уехать из села, понимая, что имея образование смогу больше помочь своей семье. Студент, уже ставший учителем, выслал мне деньги и объяснил, как добраться до Благовещенска – теперь обратной дороги не было, меня ждала Амурская область. Когда я вышла из поезда, по радио передали, что в космос полетела Валентина Терешкова. Мне это показалось хорошим знаком: для простой горянки этот побег из дома был, что полет в неизведанный космос. Став студенткой географического факультета педагогического института, я согласилась выйти замуж. Эльбрус Гамаев был не просто моим наставником, другом и супругом, но и человеком, который дал мне путевку в жизнь.
Девочка, которая в отцовских лохмотьях пасла овец, могла ли она подумать, что ее мечта сбудется и она станет нести детям свет знаний?! Стойко пережившая тяготы быта, она сумела сохранить в своем сердце доброту, честность и чувство справедливости, которые и прививала своим ученикам в Стур-Дигоре. Но это было потом, а пока ей приходилось рассказывать своим однокурсникам о том, как жила с братьями и сестрами в горах, расширять и подтягивать свой русский язык и сутками сидеть над книгами, чтобы получить не просто диплом, а фундаментальное образование. И результат не заставил себя ждать – Лиза Гамаева окончила институт с отличием, ее с удовольствием взяли работать в школы Амурской области. На тот момент у нее уже было двое детей – Эдуард и Оксана.
– Я настояла, чтобы мы вернулись в Осетию. Меня с супругом направили в Кировский район, его назначили директором школы в селе Ставд-Дурта, меня – учительницей. Так сложилось, что наша семья распалась, я осталась одна с двоими детьми. Мне дали направление в среднюю школу села Стур-Дигора. Дети отучились там же, затем сын поступил в СКГМИ, а дочка – в торговый техникум. Но новое поколение оказалось не таким крепким, как наше, детям была необходима моя поддержка. Так я стала воспитателем в студенческом общежитии горно-металлургического техникума. Это была сложная, ответственная работа, я отвечала за быт студентов после занятий. Случалось многое, оберегала подростков, как мать. Как-то раз приехала комиссия из Москвы, как раз тогда в министерстве цветной металлургии проходил конкурс среди средних специальных учебных заведений. Решалось и то, какой техникум окажется лучшим по бытовым условиям в СССР. Но о том, что это была конкурсная комиссия, я узнала лишь после ее отъезда. Как и то, что наше общежитие получило первое место, и в награду мне выделили квартиру.
– Надолго остались работать в техникуме?
– Несколько лет, а потом в моей жизни появилась школа-интернат в селе Мацута, где я 12 лет проработала учителем и завучем. В интернате все дети были мне, как родные, за каждого я болела душой. Спасибо судьбе за то, что все мои ученики выросли честными людьми. Затем меня перевели в Стур-Дигорскую среднюю школу. Детей там фактически не было, поэтому мне приходилось совмещать работу, прохаживая пешком по горным склонам дороги до сел Мацута, Гулар и Дигоры.
Пожалуй, неважно, преподает ли педагог математику, видя детей ежедневно, или же географию, встречаясь с ними лишь раз в неделю, – если ты Учитель, то это проявляется во всем. Например, в неравнодушии к судьбам своих учеников. Поэтому Лиза Гамаева после уроков направлялась к ребятам, которые прогуливали занятия. Она выясняла причины подросткового бунта, пыталась найти путь к каждому ребенку. И находила! И потом они, задиристые мальчишки, говорили ей спасибо за вовремя поданную руку помощи.
– Имея более чем полувековой педагогический стаж, наверное, уже можно подводить какие-то итоги пройденного пути…
– Да, вы правы. Я жалею лишь о том, что старею и не смогу больше открыть книгу, провести урок... В жизни я всегда старалась делать добро. Даже если человек ошибся, ему все равно нужно помогать. Спасать подростков, направлять их на правильную, чистую дорогу – это моя жизнь. Как бы судьба ни складывалась, я помнила, как мои младшие всю жизнь нуждались в опоре, в поддержке. Поэтому целой армии подростков, которые прошли через мои руки, я отдала всю себя, любовь, энергию, вкладывала в них душу, чтобы они росли патриотами своей страны, создавали крепкие семьи – ведь это основа настоящего государства.
Современные школьники, волею времени сменившие бумажные учебники на электронные планшеты, – ценят ли они своих учителей так, как это делали их родители, бабушки и дедушки? И понимают ли они, зачем Лиза Амурхановна Гамаева в свои 80 лет каждую неделю приезжает в родную школу в селе Стур-Дигора, чтобы поделиться своим теплом с очередным поколением учеников?..