[B]В последнее время много говорится о телемедицине – удаленной медицинской консультации. Существуют два ее вида – по принципу "врач–врач", когда специалисты на расстоянии совместно ставят диагноз, и "врач–пациент": к слову, сложная операция транслируется удаленной группе хирургов для проведения мини-консилиума.[/B]
Как нам сообщили в Министерстве здравоохранения, в Северной Осетии первый вид применяется достаточно активно. Например, Станцию "скорой помощи" г. Владикавказа оснастили кардиопультами. Теперь медики, находясь на вызове, могут проводить необходимую диагностику прямо у больного на дому, а результаты исследований в самых сложных случаях передавать в режиме онлайн кардиологам из сосудистого центра РКБ и бесланского медцентра. На их основании они дают необходимые консультации, а в случае необходимости помогают определить место для госпитализации больного.
– Раньше наши врачи приезжали с кардиографами, снимали и читали кардиограммы и сами решали, куда везти больного, – говорит заместитель главного врача КБСМП по филиалу "Владикавказская станция "Скорой помощи" Азамат Бузоев. – Новое оборудование в разы облегчило нашу работу. Показатели давления, пульс, ЭКГ – все моментально выводится на экран и за несколько секунд в режиме онлайн отправляется в специализированные лечебные учреждения – В СКММЦ и РКБ, а уже там в течение 2–3 минут выносится окончательное решение о том, что делать с пациентом. Это очень важно, когда счет идет на минуты, и у пациента подозревается, например, инфаркт миокарда…
Также в республике внедрена система видеоконференцсвязи между медицинскими учреждениями, которая позволяет проводить дистанционное обучение медицинских работников во время конференций и симпозиумов. В перспективе планируется объединить все операционные в единую сеть со специальными камерами с высоким разрешением, что позволит при необходимости оперативно подключать докторов для медицинских консультаций в сложных или экстренных случаях.
Кроме перечисленного, к первому виду телемедицины относятся удаленные консультации по телефону, обмен бумажной или электронной медицинской информацией, переписка между специалистами, врачебные консилиумы. Они у нас в республике также используются, в том числе на базе СОГМА.
И еще. Иногда врачи из-за сложности случая не могут установить точный диагноз, и тогда практикуются консультации по телефону или по видеосвязи с коллегами из ведущих медицинских центров. И такое сотрудничество между регионами и даже странами сегодня широко используется. Для этих целей привлекают лучших специалистов, но это – дополнительные услуги, и они должны оплачиваться. Теоретически у нашей республики тоже есть такая возможность – зарабатывать деньги на консультациях, ведь у нас немало высококвалифицированных специалистов, которые могли бы помогать коллегам из других регионов.
Что касается дистанционного вида медицинской консультации "врач–пациент", то согласно действующему в стране законодательству она разрешена лишь для сбора информации, организации очного приема или консультации в рамках назначенного лечения. А вот установление диагноза и само лечение назначается только после непосредственной встречи доктора и пациента. Нужен очный прием, а уже в рамках назначенного лечения можно созваниваться и регистрировать те изменения, которые происходят в процессе лечения.
Надо признать, в реальной жизни телемедицина "врач – пациент" давно негласно используется. Ведь часто мы сами себе ставим диагноз, звоним знакомому врачу или в аптеку, заходим во всевозможные "кабинеты здоровья" в Интернете (кстати, в этом случае в существующих на их страницах соглашениях есть оговорка: "пользователь работает не с врачом, а с консультантом"), где нам советуют, какие лекарственные препараты мы можем принимать. Однако повторюсь: по удаленной консультации доктор не имеет права ставить диагноз и назначать лечение. Словом, некоторые нюансы, связанные с законодательным регулированием внедрения телемедицины, еще не решены.
Однако, несмотря ни на что, инновации в медицину, хоть и не так быстро, как хотелось бы, но внедряются…