[B]Отправиться в выходные в горы, чтобы подышать воздухом и покататься на лыжах или сноуборде – одно удовольствие… Особенно, если цена и качество соответствуют. Самые популярные направления – Цей, Дигория, Гудаури... [/B]
Уже третью зиму подряд Марат Акоев с друзьями ездит в Гудаури, говорит, что там их устраивает все: "суточный абонемент на канатку стоит 900 рублей. Здесь удобно кататься, широкие и гладкие трассы подойдут даже для новичков. Ежедневно с десяти утра до пяти вечера работают семь подъемников, за счет чего очереди небольшие. Много разных кафе, можно перекусить на некоторых остановках, причем даже под открытым небом. Главное преимущество этого курорта в том, что он европейского типа, я не раз встречал иностранцев из Индии, Арабских Эмиратов, Китая и даже из Канады, которые радовались невысоким ценам. К примеру, стоимость проката лыж и сноуборда колеблется от 30 до 40 лари (от 550 до 900 руб.). Что приятно, это наличие инструкторов, которые занимаются с детьми и взрослыми. За порядком следят сотрудники полиции на лыжах, которые останавливают лихачей, предупреждая об опасностях скоростного катания", – рассказал Марат.
Еще один наш собеседник Сослан Арсоев в прошлом году ездил в Цей, о чем тоже поделился впечатлениями.
– Один подъем на цейской канатке стоит 150 рублей, прокат лыж в альплагере – 550 рублей, абонемент на канатку, если однокресельная – 800, а двухкресельная – 1200 рублей, обучение у инструктора – от 1000 и выше за занятие. И хотя цены почти не отличаются, отдаю предпочтение Гудаури – сервис там лучше, – говорит Сослан.
– Я ездила и в Цей, и в Гудаури, но всегда была уверена в том, что нахожусь в безопасности. Сотрудники МЧС всегда начеку. Для меня Цей – это самое лучшее место для катания, каждый год трассы меняются, что добавляет пикантности. Склон Гудаури кажется мне более скучным. И хотя в Цее не хватает сервиса, для меня и моих друзей – это не столь важно, главное, чтобы был снег. А условия в альплагере меня вполне устраивают – всегда чистые номера, готовят хорошо. Да и ехать близко, – поделилась Елена Черенкова.
Несмотря на некоторое недовольство отдыхающих, нельзя сказать, что в Цее смирились с недостатками. Заместитель председателя Комитета по туризму РСО–А Ольга Габуева рассказала, что ежегодно перед началом сезона в ходе обсуждения с представителями минприроды и владельцами объектов обсуждаются насущные проблемы и пути их решения: "Да, может быть, туризм в Осетии носит сейчас стихийный характер, но он есть. На базе "Порога неба" каждый год действует учебный спуск, представляющий собой пологий склон, неопасный для людей и подходящий для новичков. Кстати, места в гостинице бывают забронированы здесь задолго до начала зимнего сезона. Работают инструкторы, два бугельных подъемника, и дети, и взрослые могут спокойно кататься и на обычных санках, и на тюбинге (санках-"ватрушках" – прим. автора). Склоны Цея более крутые, но за порядком круглосуточно следят сотрудники МЧС, имеется фельдшерский пункт, появилась пожарная машина. В этом году по нашей рекомендации склон в Цее был достаточно хорошо подготовлен: установлены маты, заградительные сетки в опасных местах, щиты с правилами поведения на склоне и на канатной дороге, была расчищена трасса. Что касается ценовой политики, то она в Цее в течение пяти лет остается на одном и том же уровне", – прокомментировала ситуацию Ольга Габуева.
Председатель комитета поведала и о том, что оптимизации подвергся проект "Мамисон". Благодаря усилиям Главы РСО–А Вячеслава Битарова проблема сдвинулась с мертвой точки: построены большая часть автомобильной дороги высокого качества, линии электропередачи, подстанция, ряд других элементов инженерной и дорожной инфраструктуры. Руководство республики работает над тем, чтобы завершить строительство инфраструктурных элементов и сделать объект "глобальной инвестиционной площадкой".
Отнюдь не умаляя достоинств Цея, все-таки после общения с отдыхающими складывается впечатление, что фактически как такового горнолыжного кластера у Осетии пока нет. Поэтому все наши взоры обращены на Мамисон, который по своему потенциалу способен дать фору многим зарубежным горнолыжным трассами. И очень хочется верить, что в ближайшее время проект все-таки будет реализован.