В редакцию "СО" обратились родители учеников, уже который раз за эту зиму вынужденных пропускать уроки по причине болезни. "На занятиях дети сидят в верхней одежде, в кабинете – обогреватель, который иной раз приходится переносить из класса в класс, – жалуется Татьяна, а рядом ее внучка, будто подтверждая ее слова, в очередной раз чихает. – Вот опять пришла простывшая, а значит, впереди – новый курс лечения".
В школе нас ожидали холодные батареи и теплый прием директора Тамары Гадиевой. "Вам повезло, что вы приехали в солнечный день, и сейчас еще не так холодно", – рассказывает Тамара Тасолтановна, а в моих глазах застыл немой вопрос: "А что, бывает еще холоднее?!" На посту руководителя образовательного учреждения женщина без малого месяц, но как педагог этой школы согласна с тем, что проблема уже наболела.
– Я девять лет проработала в группе предшкольной подготовки, и все эти годы в кабинетах малышей батареи ледяные, приходится спасаться обогревателями.
– Но ведь согласно нормативам СанПиНа использование переносных обогревательных приборов не допускается, – указываю я на два электрообогревателя.
– Мы все это прекрасно знаем и понимаем, но дать детям замерзнуть тоже не можем. Буквально на днях – в пятницу и понедельник – малышам разрешили не приходить на занятия из-за низкой температуры в помещениях.
Физику и химию в школе №34 объединяет не любовь детей к этим предметам, а холодная атмосфера в кабинетах – а какой ей быть, если классы в правом крыле учреждения не отапливаются? По школе я хожу с бытовым термометром и жду, когда же ртуть поднимется хоть на градус выше – до нижней границы нормы. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24 С°". Согласно тем же нормам, в спортзале допускается 17–20 С°, но цифры – это одно, а холод, который ты ощущаешь, – совсем другое. "Вот как в такой раздевалке детям переодеваться, а потом в неотапливаемом спортзале еще и заниматься?!" – разводит руками директор. Поэтому чаще всего в холодное время года уроки физкультуры не проводятся. Администрации школы вместе с учителями физической культуры опять пришлось использовать смекалку – обклеить окна спортивного помещения целлофаном, чтобы хоть как-то сохранить тепло. Оптимальным решением, по мнению дирекции школы, будет заложить один ряд окон и поменять трубы. Эти работы школа своими силами провести не может. Так же, как и не может поменять систему отопления – выделяемых из бюджета средств просто не хватит.
"Конечно, о проблеме мы знаем, в школу были направлены сотрудники Управления капитального строительства АМС г. Владикавказа. Они проверили систему отопления, но для решения вопроса нужны деньги", – ответил начальник столичного управления образования Роман Гозюмов.
В день нашего приезда в школе действительно побывали представители администрации, чтобы на месте разобраться с проблемой. И, возможно, деньги на самом деле изыщут. Но на это, как и на последующие ремонтные работы, нужно время. А пока 803 ученика школы № 34 и 70 ее сотрудников будут вынуждены попеременно болеть, а руководство – изворачиваться, находя замену то одному педагогу, то другому, и искренне переживать, что их учащиеся вновь пропускают занятия и не в полной мере смогут усвоить пройденный материал.
Любопытно, конечно, почему на этой, далеко не новой проблеме, особо обострившейся в последние два года, сосредоточили внимание только сейчас, ведь, как сказали в самой школе, обращения по этому поводу они делали неоднократно…
С Тамарой Гадиевой можно было обсудить еще немало школьных вопросов, к примеру, скудное оснащение кабинета информатики, в котором установлено всего 8 компьютеров, и для проведения мониторинга качества учебных достижений учащихся учителям приходится приносить из дому личные ноутбуки. Да, тем для разговора достаточно, но ознакомительную прогулку по школе я решила отложить на потом – когда здесь потеплеет.
P.S. Не все, но многое увидеть я успела. И могу высказать свое личное мнение: школе, в которой за 50 лет ее существования лишь однажды поменяли крышу и в которой не проводилось никаких других серьезных работ, нужен ремонт. И хорошо, если он будет капитальным.