Одним словом, ко всему тому, что делает нас единым народом. Практическим воплощением этой идеологии стали открытие Аланской гимназии, создание телерадиокомпании "Осетия-Ирыстон", новая концепция Всеосетинского народного общественного движения "Стыр ныхас", принятая на IХ съезде осетинского народа, и другие. Если к этому еще прибавить преподавание в школах предмета "Традиционная культура осетин", то станет понятной направленность развития общества, ведомого нынешним руководством республики.
Из этого ряда нас в данном случае интересует школа-интернат "Аланская гимназия", которая находится под личным патронатом главы республики. Эта образовательная организация не что иное, как осетинская национальная школа, и в ней мы видим новый виток в актуализации региональной образовательной системы, которая должна обеспечить полноту и непрерывность процесса образования, воспитание и развитие личности учащегося в лоне родного языка, литературы и культуры. При этом цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современного поликультурного образовательного пространства.
Выбор родного языка в качестве языка обучения не противоречит действующему Закону "Об образовании в Российской Федерации", в статье 14 которого сказано: "Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке…"
Л.Н. Толстому принадлежит выражение: "Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ"; крылатыми стали слова К.Д. Ушинского "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколения народа в одно великое, историческое целое; пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ".
Эффективным механизмом обеспечения мирного и конструктивного сосуществования всех народов, проживающих в стране, является развитие сети национальных образовательных систем, обеспечивающих право каждого человека на обучение на родном языке или на изучение родного языка и родной культуры в рамках единого образовательного пространства России. Собственно, об этом сказано и в правительственном документе "Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года", а также в федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России (2014–2020 гг.)".
Сохранение этнической самобытности, многообразия национальных форм бытия всех народов России в условиях постоянной глобализации общества относится к числу важнейших педагогических задач, решение которой позволит не исчезнуть даже самой малой из народностей и не нарушит сложнейшую гармоничную систему межэтнических взаимодействий. Именно национальная школа и образовательное пространство вокруг нее вырабатывают у молодого поколения иммунитет против духовного обнищания и этнического обесцвечивания и не допускают формирования из наших детей "иванов, не помнящих родства", ибо общечеловеческая культура, по выражению В.О. Ключевского, плохо работает на понимание родной действительности, а непонимание своей культуры сменяется равнодушием к ней, переходит в пренебрежение ею и чаще всего оборачивается презрением или ненавистью.
Национальная школа должна передавать поколениям, вступающим в жизнь, нравственные законы, традиции, духовные ценности, культуру народа. Ее официальное назначение – оберегать этнос от исчезновения или деградации, сохранять все ценное, что накоплено народом за тысячелетия своей истории. Ребенок, пройдя начальную школу в лоне национальных культуры и языка, в дальнейшем должен быть открыт для других культур и нравственных ценностей. Такой подход предполагает создание образовательной системы, начальная ступень которой погружена в стихию родной культуры и родного языка, а средняя и старшая постепенно выводят содержание образования в российское и мировое культурное пространство. Так личность самоидентифицируется в этнокультурном (национальном), общероссийском (гражданском) и мировом измерениях.
Осетинский народный этикет, аккумулированный в понятии "ирон ¸гъдау", наряду с родным языком надо изучать, поддерживать, актуализировать не от случая к случаю, не в связи с чем-то, а постоянно, системно. Только в процессе востребованности он станет частью сознания, мировоззрения, поведения и коммуникации людей. Именно в этом огромная роль принадлежит осетинской национальной школе. Здесь дело не только в том, что конкретные учащиеся этой школы будут хорошо знать и этикет, и родной язык, хотя даже ради этого можно было открыть образовательную организацию. Если вспомнить исторические прецеденты, например, открытие первой школы на территории Осетии в крепости Моздок в 1764 г. или школу для девочек в 1862 г. во Владикавказе незабвенного подвижника, великого сына осетинского народа Аксо Колиева, в которых на первых порах учились по 7–8 детей, однако, несмотря на это, стали вехами, поворотными моментами в просвещении нашего народа, то мы поймем то духовно-нравственное, культурологическое, психологическое значение, которое имеет открытие Аланской гимназии.
Выбор осетинского языка в качестве языка обучения чрезвычайно важен, как уже сказано, не только для этих детей – гораздо важнее та работа, которая ведется и будет вестись с более широким и глубоким охватом по учебно-методическому и научно-педагогическому обеспечению образовательного процесса в школе. Если язык не востребован активно во всей своей полифоничности, то со временем его менее употребляемые ресурсы переходят в пассивный запас и, в конечном итоге, становятся как бы ненужными, рудиментами. Кроме того, язык как живой организм находится в постоянном развитии и, соответственно, должен пополняться новыми словами и словосочетаниями. В основном учащиеся усваивают и активно употребляют разговорно-бытовую речь, а научный и публицистический стили актуализируются гораздо реже. Конечно, на уроках родного языка и литературы программы предусматривают работу со всем многообразием языка, но этого мало, так как они не видят, как проявляются в научном тексте эти возможности языка.
Мы предполагаем, что учебники, учебные пособия, методическая литература будут написаны в основном на осетинском языке. Кроме того, будут созданы разные словари – одноязычные осетинские, двуязычные и трехязычные, в том числе и на дигорском диалекте. Одним словом, осетинский язык получит новый импульс к своему развитию, обогащению. Следовательно, "новорожденной" школе необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования.
Приоритеты гимназии видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, в сохранении, распространении и развитии национальной культуры; в воспитании патриотов России, граждан правового, демократического, многонационального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительно относящихся к языковым традициям и культурам других народов. На решение этих злободневных и собственно этнопедагогических задач должна быть ориентирована каждая национальная школа России.
Для решения указанных задач Аланская гимназия должна быть:
– неотъемлемой составной частью национального организма общества, направленной на развитие и углубление этнического самосознания, трансляцию национальных ценностей, языка и культуры от поколения к поколению;
– центром формирования российской гражданской идентичности, развития интеллектуального и творческого потенциала ответственных и достойных граждан России, инструментом укрепления национального согласия, сохранения самобытных этнокультурных традиций и утверждения общечеловеческих ценностей;
– открытой образовательной системой, построенной на диалоге и полилоге культур, уважении и интересе к другим народам, с высоким уровнем образовательно-воспитательного процесса, исключающего любые сомнения в ее конкурентоспособности, необходимости и естественности.