И это студент первого курса высшего учебного заведения, что, впрочем, далеко не единственная подобная история!" – этот случай, рассказанный кандидатом технических наук, доцентом кафедры автоматизированной обработки информации СКГМИ Альбиной ДАУРОВОЙ, конечно же, вызывает смех. Но это смех сквозь слезы…
Знания в области IT-образования – как раз то, что нужно нынешним подросткам для того чтобы уверенно чувствовать себя в сегодняшнем и завтрашнем дне. Уметь пользоваться компьютером на уровне "включил – "зашел" в соцсети – послушал музыку – выключил" может позволить себе ученик начальных классов. Но вот какая хитрость: для того чтобы начать изучать информатику глубже, у тебя должны быть хорошие взаимоотношения с математикой. Однако тут и весь подвох: дети, может быть, и рады изучать и то и другое, только вот у них нет для этого возможностей – в школах катастрофическая нехватка педагогов по предметам и, что самое главное – квалифицированных учителей, готовых развиваться вместе с технологиями. Ведь в информатике, чтобы оставаться на месте, нужно бежать с огромной скоростью.
Проблема эта – не вчерашняя. Но говорить о ней нужно до тех пор пока она не будет решена. Одним из шагов в динамичном развитии IT-образования в республике стал проект "Создание обучающих центров информатики и программирования для детей школьного возраста в районных центрах Республики Северная Осетия – Алания", на реализацию которого предоставлен грант Президента РФ (договор о предоставлении гранта на развитие гражданского общества № 17-1-013019). Разумеется, создание центров программирования – это больше, чем хорошо. Но, опять же, вопрос: кто будет в них работать с детьми?
Так как подобных сопутствующих вопросов много, ответственные за проект – Северо-Осетинский региональный фонд поддержки образования "Кредо-Знание" совместно с Владикавказским институтом управления провели круглый стол, за которым и были озвучены проблемы в данном направлении. И на этом мероприятии как раз собрались все те, кто может дать наиболее компетентные ответы. Например, ныне ректор ВИУ, а до этого в течение долгих лет проработавший деканом математического факультета СОГУ, кандидат физико-математических наук Игорь Цопанов.
И если уж он говорит о том, что современные учебники математики не удовлетворяют потребностям того, чтобы школьник обладал необходимой базой, значит, так оно и есть. Еще один его интересный тезис, подчеркивающий важность преемственности поколений, в том числе и в науке: "В научной сфере не сложились отношения сотрудничества школ и вузов. Согласитесь, было бы намного правильнее, если бы высшие учебные заведения задавали какую-то тему, включая школьников в свои исследования – разумеется, на уровне, доступном подросткам". И этот увлеченный наукой ребенок поступательно бы развивался, как горизонтально, так и вертикально изучая тему.
Наверное, в школе он мог бы развивать и свои способности к тому же программированию. Но это, скорее, в какой-то школе будущего, ведь в Северной Осетии во многих учебных заведениях уроки информатики сводятся к набору текстов. Развитие скорости печати, безусловно – хороший навык. Но этого ли результата мы ждем на выходе?.. Одним из приятных и вполне понятных исключений в этом отношении является Республиканский физико-математический лицей-интернат. И вместо того чтобы кивать на их профиль, а значит, априори на высокий уровень подготовки учителей, стоит брать пример, в особенности в подходе к работе с преподавателями информатики. "Посмотрите, как организована их работа: сделать презентацию – учитель информатики, напечатать отчет – учитель информатики, наладить сеть в школе – опять он, отремонтировать компьютер – и снова он. В учебной четверти в среднем 8 занятий в классе, а его каждый раз срывают, и уже теряется желание работать", – совершенно справедливо отмечает завуч по научной работе РФМЛИ Ирина Молчанова.
Еще немаловажный нюанс: по информатике нет учебников. "Они устаревают за год-два. Есть негласное правило: как только появилась книга по языку программирования, значит, он уже устарел, – продолжает Ирина. – Поэтому учителя должны заниматься самообразованием, благо для этого есть все возможности, но им не дают на это время". Кстати, про развитие. На заметку родителям: в 8–10-х классах уже поздно приводить ребенка в кружок информатики, чтобы развивать его способности.
И снова вернемся к занимательным историям Альбины Дауровой: "Опять на лекции по высшей математике я спросила студентов: "Чем ось отличается от прямой?" Студент ответил, что "ось – это прямая, которая в определенный момент начинает заворачиваться". "Почему так?" – снова спрашиваю я, хочется же понять логику человека, который так рассуждает. "Есть же выражение "вращаться вокруг своей оси". Значит, если прямая заворачивается, она становится осью". Другая группа, снова лекция. Через занятие прихожу и прошу студента показать мне тетрадь. Читаю там везде вместо фразы "вектор-столбец" – "электростолбец". Это после того как человек уже прослушал – смотрю по зачетке – курс высшей математики! А я говорю достаточно внятно, но тем не менее понятие "вектор-столбец" вызвало недоумение и логичнее показалось – "электростолбец"...
А еще говорят, что математика лишена поэзии! Вот вам сколько прекрасных перлов собирается, не всех же их искать в сочинениях учеников по литературе! И еще пару слов к методике преподавания математики и информатики в современной школе. Новация, уже апробированная и взятая в оборот, – видеоурок. Но, как правильно озвучили за круглым столом, если слишком часто ими злоупотреблять, то мы лишаем школьников возможности развивать воображение. Ведь то, что вещает учитель, наш мозг должен представлять образно, и тем самым многими материал определенно лучше усваивается.
Ну, а пока в республике уже функционируют центры, где проводятся кружки по веб-программированию, основам программирования и робототехнике во Владикавказе, на базе Института управления, в Ардоне, Беслане, Чиколе и Ногире. Центров станет больше, но это – допобразование. А математика и информатика должны быть в базовом курсе школы, причем не только формально, но и фактически – быть базой в системе современного образования.