Есть у сноубордистов-фрирайдеров поговорка: "Нет лопаты – нет друга"… Как бы это ни было страшно осознавать, но лопата нужна для того чтобы в случае схода лавины откопать товарища. О плюсах и минусах этого экстремального вида спорта, набирающего в последние годы популярность, мы поговорили с райдером с 15-летним стажем Леваном САНАКОЕВЫМ.
– Главное правило фрирайдера – не кататься одному, потому что это очень опасно. Им угрожают не только лавины, но и скрытые снежной шапкой расщелины и многие другие опасности. Для неподготовленных спортсменов опасно катание в лесу, так как на большой скорости очень сложно маневрировать. За крутые спуски и красоту порой приходится дорого платить в лучшем случае – переломами, а в худшем – жизнью.
– С чего следует начинать?
– Техника фрирайда сильно отличается от катания по подготовленным трассам, требуется больше выдержки, гораздо лучше должна быть физическая подготовка. Нужно обладать элементарными навыками катания по целине ("пухляку") – свежевыпавшему снегу. Поэтому, перед тем как приступить к фрирайду, желательно покататься вне трасс, в лесочках неподалеку от канатной дороги, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств можно было позвать на помощь.
– А как выбрать место для катания?
– Прежде чем подняться в гору или спуститься с нее, составляется маршрут, осматривается местность. В последние годы стало очень популярным применение квадрокоптера, который позволит заранее изучить маршрут и тем самым обезопасить себя. Любой райдер должен обязательно пройти курсы лавинной безопасности. Для того чтобы воспринять базовую информацию, освоить бипер-щуп-лопату, понять теорию поиска в лавине и отработать навыки на практике, нужно часов 15–20 как минимум в течение 3 дней. Важно знать климатические особенности местности, какой бывает снег, учитывать его высоту, плотность, рыхлость, длительность выпадения осадков. Вряд ли кто-то из спортсменов отправится покорять склоны, не поинтересовавшись прогнозом погоды.
– А как же наличие экипировки, оборудования?
– Для любого, кто занимается фрирайдом, важно наличие необходимой экипировки. Нельзя отправляться кататься без лавинного рюкзака, оборудованного системой ABS. Доказано, что в большинстве случаев попадания людей в лавины вовремя открытые подушки безопасности спасают жизнь. Желательно наличие ракетниц, обязательно – рации и сотового телефона, чтобы в случае травмы или какой-либо другой экстренной ситуации подать сигнал.
– Как выбрать горные лыжи или сноуборд?
– Горных лыж и сноуборда для фрирайда для новичков не бывает. Они должны управляться в целине, на мокром снегу, разбитых и ледяных участках. Разные модели отличаются жесткостью, геометрией, дизайном и подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями райдера. Одни модели предназначены для катания на высоких скоростях и в постоянно меняющихся условиях, другие позволяют выполнять акробатические прыжки по естественному рельефу.
– Да уж, непросто все… Разве стоит так рисковать жизнью?
– Все эти трудности и опасности забываются и перестают иметь значение, когда ты стоишь на вершине горы, и взору открываются белоснежные склоны! Спускаясь с вершины, райдер, как художник кистью, каждый раз по-разному "расписывает" склон. Слово "фрирайд" в дословном переводе с английского означает "свободное катание". И действительно, это незабываемое ощущение свободы. Всего лишь раз испытав его, уже не можешь остановиться.
– И даже сломанная нога для тебя не помеха?
– Я жду, когда мне снимут гипс, просто в таком виде нога не влезает в снегоступы (улыбается. – Прим. автора). А пока – составляю новые маршруты. Благо, у нас в республике бесконечно много отличных мест для фрирайда – это и Дигорское ущелье, и вершина Кай хох на перевале между Фиагдоном и Уналом, и другие… Совсем скоро, если будет достаточно снега, планирую подняться на Чызджыты хох.
– Что ж, удачи!