Республиканские учреждения высшего образования активно пытаются не утратить связи с наукой, а напротив – интегрировать ее в современный учебный процесс. Насколько успешны эти попытки, как скоро нам ждать новых имен и новых достижений – в беседе с председателем республиканского совета ректоров, руководителем Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Аланом ОГОЕВЫМ.
– Свойственна ли вузам республики какая-то особая региональная специфика в сфере научной деятельности, которой, возможно, нет у центральных университетов?
– В науке, как и в образовательном процессе, главное – не место и не территория, а люди и научный потенциал, который в них есть. В нашей республике были сформированы сильные научные школы по различным направлениям: истории, филологии, химии, биологии, чем было обосновано появление медицинской академии. Науки, связанные с сельским хозяйством, способствовали становлению ГГАУ. СОГУ как классический вуз выполнял не только образовательную, но и воспитательную функцию. В СКГМИ, заточенном под горнодобывающую промышленность, подготовка всегда находилась на высоком уровне, потому что была очень тесно связана с реальным сектором экономики, с предприятиями.
И хотя в праздник не хочется говорить в негативном тоне, мы не можем не признать того, что сегодня научная среда республики столкнулась с рядом проблем. Самой большой из них является то, что наука стала сугубо фундаментальной, как еще принято говорить, "чистой", отсутствует ее прикладной характер. Это отрицательно сказывается на ее развитии, ведь мы не получаем обратной связи. Поэтому говорить о каких-то региональных особенностях не приходится, но подвижки есть. К примеру, внедряемые СОГУ направления регионоведения и востоковедения – это специфика, обусловленная тем, что мы живем на трансграничной территории и должны понимать, какие процессы происходили в исторической ретроспективе, и что нас ждет в будущем, как выстраивать отношения с Большим Кавказом и Передней Азией.
Нужно понимать, что некий провал произошел в целом в российской науке, и, разумеется, это отражается на субъектах. Сегодня, к счастью, есть преемственность исследователей, но отсутствуют предприятия – потребители результатов этих исследований. И наша задача – найти или создать предприятия, заинтересованные в научных разработках.
– Одним из итогов исследовательской работы становятся премии, патенты. Чем могут похвастаться за прошедший год научные центры вузов Осетии?
– Громкие научные прорывы сразу становятся достоянием общественности. И хотя за год ярких событий мы не наблюдали, это вовсе не говорит о том, что ученые бездействуют. К примеру, в СОГУ ведутся разработки в области поверхности солнечных батарей, проводятся исследования по генетике. Есть нюанс: в этом же направлении работает еще множество научно-исследовательских институтов, которые финансируются крупными фармацевтическими компаниями. А у нас таких договоров нет, но мы работаем в этом направлении, пытаемся привлечь партнеров.
Есть понимание, что ученые должны быть обеспечены администрацией вуза всем необходимым для своих исследований, но и сами они в поисках дополнительного финансирования должны подавать заявки на различные конкурсы, пытаться получить гранты.
– Действительно, сегодня много форм поддержки – и субсидии, и гранты… Но есть мнение, что ученые не всегда участвуют в них, потому как много времени уходит сначала на подготовку проекта, потом на отчеты, а собственно на науку его остается мало. Быть может, в вузах республики есть проектные офисы, в которых исследователям помогают готовить заявки?
– Вопрос в конкретном ученом, работающем в определенной области и имеющем свое видение, которое выражается в его публикациях и оценивается индексом цитируемости научной точки зрения. И если есть ссылки, значит, он логично и доступно излагает мысли, и это позволяет ему правильно писать проект. Ведь только он как автор сможет изложить свое исследование и обосновать, зачем оно нужно, почему на него стоит выделить деньги. Да, это сложно, потому что есть конкуренция, но и наука сама по себе – непростая деятельность.
– Алан Урузмагович, отсутствие ярких научных патентов не говорит об отсутствии талантливых ученых. Есть ли молодые люди, которые уехали работать за границу?
– Таких талантов немало. Они уезжают и востребованы как за пределами республики, так и за пределами страны. Назову тех, кто не так давно приезжал делиться своим опытом: это студент СОГУ, а ныне IT-специалист, доцент японского Университета Айдзу Максим Мозговой и выпускник СОГМА Амурхан Дзуцев, который сейчас является научным сотрудником Национального института здравоохранения в Вашингтоне.
– Какие программы поддержки молодых ученых есть в вузах республики, чтобы они оставались работать в альма-матер?
– А зачем им оставаться в родном вузе? Мировая практика говорит, что человек, вышедший из одной среды, должен попасть в другую, сравнить. И хорошо, когда люди уезжают, набираются опыта, а только потом возвращаются и начинают работать. Я сторонник того, чтобы мы не варились в собственном соку и активно внедряли научную и академическую мобильность. Ее классический вариант – докторантура. И обмен кадрами должен происходить не только между вузами региона и страны, но и мира. А над формами поддержки молодых ученых нужно работать. В планах СОГУ на 2018 год – учреждение внутренних грантов для научных исследователей.
– Нам всем знаком опыт создания в республике бизнес-инкубатора. А есть ли потенциал для создания студенческого бизнес-инкубатора, который позволит вывести работу с научными стартапами на новый уровень?
– Есть и потенциал, и идеи по созданию такой структуры. Последние деловые встречи руководства СОГУ дают нам возможность стать площадкой для интернет-предпринимательства. В настоящий момент мы планируем и создание площадки бизнес-инкубатора "Точка кипения". Там будет внедрена система наставничества молодых ребят, разрабатывающих стартапы, чтобы выводить их на рынок. Мы расширяем список партнеров вуза: Томский госуниверситет, ВШЭ, Российская экономическая школа, Открытый институт ядерных исследований, "Бауманка". Проводя внутренние реформы, создаем советы работодателей на факультетах.
Почему делаю акцент на СОГУ? Лишь получив результат у себя, я смогу делиться этим опытом с другими вузами. К тому же Северо-Осетинский университет стал победителем конкурса приоритетного проекта Минобрнауки России "Вузы как центры пространства создания инноваций" и получил статус университетского центра инновационного, технологического и социального развития региона.
– Осталось меньше полугода до прихода в вузы новых абитуриентов. Является ли ЕГЭ эффективным способом проверить готовность ребят к интеграции в научную деятельность? Или тут, скорее, нужно ориентироваться на олимпиадников?
– Для любого вуза важно качество абитуриента. Студент должен быть мотивирован к получению знаний, и преподаватель сегодня не является единственным их источником. Мы ввели порядка 30 именных стипендий представителей бизнес-сообщества, которые будут поддерживать талантливых ребят. Если студент – олимпиадник, то по определению более конкурентоспособен и сможет в дополнение к повышенной стипендии получать еще и именную. Эту идею нам подсказал ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Пусть ее подхватывают и другие вузы, привлекая партнеров.
– Как сейчас выстроена работа по привлечению молодых людей в научно-исследовательскую деятельность?
– Наука сегодня – это безумно интересно, перспективно и прибыльно. Мы стремимся создавать для ребят условия, формируем ее положительный образ, в том числе через научный стендап и советы молодых ученых. Нам нужно время, чтобы измениться, но его мало. Я уверен, в течение 2018 года мы создадим площадку, на которой будем показывать результаты именно молодых ученых, принимающих участие в перспективных разработках и исследованиях. Мы еще не успели взлететь, но уже на взлетной полосе.
Вузы республики не должны конкурировать друг с другом. Напротив, они должны создать единое научное пространство, определив приоритетные направления деятельности. Только после этого мы сможем услышать новые имена, гордиться знаковыми исследованиями и готовить качественных и востребованных специалистов.