Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания

362015, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 11, Дом печати
телефон: +7 (8672) 25-02-25
e-mail: gazeta.sevos@kpmk.alania.gov.ru

Цвет таланта

[H]Заслуженному артисту РФ Юрию Мерденову исполнилось бы 90[/H]

…Зрители его обожали. По-настоящему горячо. Театральные критики, и северокавказские, и столичные, называли его одним из самых ярких представителей осетинской сценической школы. На премьерные спектакли с его участием публика ломилась, бурно скандаля у касс из-за "лишних билетиков". Он вписал замечательные страницы в историю режиссуры Осетии, ее национального кино и совсем юного тогда, в 1960-е годы, и только-только становившегося на ноги республиканского телевидения.

И, как вспоминают сегодня о нем, заслуженном артисте России, народном артисте Северной Осетии, лауреате Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского Юрии Мерденове его коллеги по творческому цеху и его ученики, он был не просто изумительно талантливым человеком. Он был еще и человеком, который буквально во все, чем занимался, щедро вкладывал сердце. Сжигал себя на сцене без пощады. В каждой своей роли и в каждой режиссерской работе выплескивался до дна. Потому что не представлял себе: а разве в профессии, которую он в свое время тоже выбрал сердцем, можно иначе?..

8 февраля ему исполнилось бы 90. В декабре прошлого, 2017 года "набежало" уже ровно десять лет с тех пор как его не стало. Но вся "жизнь в искусстве", прожитая Юрием Камболатовичем, – еще одно подтверждение аксиомы, на которой театр стоит со времен Древней Греции, а кино – со времен братьев Люмьер: большие актеры, актеры от бога и по призванию, не умирают. Они просто однажды сходят со сцены, покидают съемочную площадку – и перестают играть. И они живы, пока мы, зрители, их любим и помним…

…А началось все с того, что в 1940-х годах Юра Мерденов, юноша из Ардона, пришел в актерскую студию при Осетинском театре. Окончил он ее в 1947-м. Позже были учеба на филфаке Северо-Осетинского пединститута, на Высших режиссерских курсах в Москве, в аспирантуре "Мосфильма". Он был одним из тех увлеченных и самозабвенно любивших свое дело людей, фанатиков-подвижников в самом лучшем смысле этого слова, которые стояли у истоков создания национального телевидения Осетии. На кинокомплексе при телестудии на Осетинской горке он снял два игровых фильма, а на Северо-Кавказской студии кинохроники – пять документальных кинолент. Работал и в Осетинском театре, и в Русском. А ролей, сыгранных на одной только театральной сцене, в актерском "послужном списке" Юрия Камболатовича было больше 150. И среди них – феерически звездные, которые принесли ему поистине всенародную любовь и популярность у зрителей Осетии и очень резонансно прозвучали в свое время за пределами Северного Кавказа, куда выезжал на гастроли и фестивали Осетинский театр. Подколесин в "Женитьбе" Гоголя, Франц в "Разбойниках" Шиллера, Кулыгин в чеховских "Трех сестрах", Барон и Алемант в шекспировских "Короле Лире" и "Тимоне Афинском", Джамбулат в "Фатиме" Коста… С блеском сыграл он в 1950 году в спектакле "Из искры" по пьесе Ш. Дадиани, который поставила на сцене Осетинского театра Зарифа Бритаева, еще и молодого Сталина: тогда Юрию Мерденову было всего 27. А на театральных подмостках и в кино умел быть очень разным. Ему великолепно удавались и эффектные роли романтических героев, и злодеи, и битые-перебитые об острые углы жизни "маленькие люди", и персонажи комедийные, и роли, требовавшие глубокого и ювелирно тонкого психологического проникновения в образ…

– Внешний рисунок роли Барона, составленный из осколков былого аристократизма, в виде традиционных перчаток, подобия бабочки на исхудалой шее, ненавязчивой манерности походки, умения держать себя, скрывал опустевшую душу, парализованную волю. Трагизм образа в том, что сам Барон осознавал свою безнадежную несостоятельность, что единственным источником, поддерживающим его жизнь, являлась Настя, к которой он по-человечески искренне привязался. Но признание этой истины всякий раз отгонял от себя, скрывая за истерическими приступами самодурства", – так писала о блистательной работе Юрия Мерденова в спектакле "На дне", поставленном в Осетинском театре в 1980 году Геором Хугаевым, московский искусствовед Наталья Хугаева. А о его Кулагине в "Трех сестрах" она же отзывалась не менее восхищенно: "Кулагин раскрывался здесь не просто как пустослов и ничтожество. Как неожиданно, полновесно и полноценно звучат слова Кулагина: "Я умный человек", и какая это истинная правда! Как неожиданно точно раскрываются абсурд и ничтожество жизни в его рассказе: "Директор у нас с выбритыми усами, и я тоже стал инспектором, побрился"! Этот образ нес в спектакле свою, очень определенную тему, в которой переплелись и муки ревности, и любовь к Маше, и мужество, сила характера, и жизненная мудрость…"

А снятый Юрием Мерденовым знаменитый черно-белый фильм-концерт "Мелодии гор" не только стал в республике культовым. Это был вообще один из первых фильмов такого жанра, поставленных на Северном Кавказе. И именно эта лента навсегда сохранила для истории на кинопленке живые лица прославленных танцоров Госансамбля "Алан" и известных в республике музыкантов и певцов, чьи имена в 1960-х годах в Осетии гремели…

– Юра был не просто блистательным актером. Я, тогда молодой, начинающий артист, только пришедший в Осетинский театр, навсегда запомнил еще и то, каким он был потрясающим чтецом, мастером художественного слова и как изумительно "вкусно" звучала в его устах осетинская речь. Слово – это основа основ в театре. И у него оно было завораживающе богатым и выразительным. Сегодняшним молодым актерам театров республики много чему можно в этом смысле у него поучиться, и слава богу, что записи радиоспектаклей с его участием и стихов и прозы в его исполнении сохранились в фондах республиканского радио, – вспоминает худрук и главный режиссер СОГАТа им. В. Тхапсаева, народный артист РСО–А Владислав Колиев. – Не говорю уже о том, какой вклад он внес в искусство Осетии как режиссер, киноартист, драматург… Нынешний год для Осетинского театра – вообще год, очень щедрый на юбилейные даты, связанные с именами его замечательных мастеров, наших великих старших. Людей, которых мы обязаны помнить. И осенью в наших планах – обязательно провести на сцене театра масштабный и красивый творческий вечер, посвященный памяти всех этих наших юбиляров. В том числе, и памяти Юрия Мерденова.

Автор: Елена ТОЛОКОННИКОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1905

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика