[B]…Танго – это танец, с которым у нас прочно ассоциируются кипение жгучих романтических страстей, трепет сердца и терпкая, как глоток абсента, тоска по несбывшемуся. И еще – не покидающая сердце человеческое, несмотря ни на что, дерзкая и упрямая вера в счастье. А название этого танца в последние годы очень охотно и с удовольствием обыгрывается на разные лады в названиях спектаклей, идущих на сценах театров Владикавказа. В репертуаре Русского театра прочно "прописался" полюбившийся зрителю и обласканный похвалами столичных критиков спектакль "Танго на закате" по "Зойкиной квартире" Михаила Булгакова. В репертуаре Дигорского госдрамтеатра – спектакль "Танго нашей любви" по пьесе итальянца Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано". А 9 февраля на одной из площадок владикавказского филиала Мариинского театра – на сцене Национального государственного театра оперы и балета РСО–А – прошла премьера балетной постановки под интригующим названием "Танго без тебя", в основу которой легла джазовая музыка композиторов ХХ века. И в первую очередь – "короля аргентинского джаза" Астора Пьяццоллы.[/B]
Зал театра в тот вечер был полон: публика "оккупировала" даже балкон. Что вполне понятно: во-первых, каждое появление в афише Театра оперы и балета новой балетной постановки, да еще адресованной не детворе, а взрослому зрителю – для наших меломанов событие. Во-вторых, занято в этом современном балете, автором идеи которого выступила худрук театра, народная артистка России Лариса Гергиева, целое созвездие хорошо известных в хореографических кругах Осетии имен. Главную героиню в нем танцуют Виолетта Магомедханова и народная артистка РСО–А Рита Джикаева, Возлюбленного – заслуженный артист РСО–А Казбек Шанаев, партии Официантки и Юноши – заслуженные артисты РСО–А Дана Залеева и Рустам Хубаев, а партию Бармена – Азамат Цаболов. Задействованы в этом ярком, красивом и зрелищном спектакле также молодые артисты балетной труппы Национального театра оперы и балета, в том числе выпускники хореографического отделения ВКИ им. В. Гергиева: их не так давно в ее состав влилось сразу 8. А поставлено было "Танго без тебя" во Владикавказе "командой", приглашенной из Санкт-Петербурга: сценографом и художником по костюмам Екатериной Малининой и балетмейстером-постановщиком Мариинского театра Ильей Устьянцевым.
Для него, кстати, этот опыт сотрудничества с нашим Театром оперы и балета уже не первый: в 2016 году Илья Устьянцев участвовал как режиссер-ассистент и хореограф в работе над постановкой на его сцене антифашистской детской оперы Ганса Красы "Брундибар". Выпускник балетной студии при Омском государственном музыкальном театре, специальность "балетмейстер-режиссер" он осваивал в Санкт-Петербургской госконсерватории в классе Георгия Ковтуна. Активно сотрудничает сегодня не только с Мариинкой, но и с целым рядом других ведущих петербургских музыкальных театров, с театрами Сибири и Казахстана. А еще Илья Устьянцев – обладатель Гран-при международного конкурса "Золотой феникс" (Санкт-Петербург, 2007 г.) и I премии международного фестиваля-конкурса "Театр в танце", проходившего в 2013 году в Испании, в городе Льорет-де-Мар.
Правят бал в сюжете "Танго без тебя" пряные, как текила, и знойные, как аргентинское солнце, латиноамериканские страсти. 1987 год. Молодая актриса знакомится в кафе с красавцем-кабальеро в черной бандане, который, пригласив ее на танец и подарив алую розу, сразу покоряет сердце девушки. Но на пути у зарождающегося между ними чувства встает роковая соблазнительница – официантка из этого же кафе, этакая разбитная и циничная современная Кармен. Герои расстаются – и снова встречаются только через 30 лет. Актриса стала "звездой", окруженной поклонниками и славой, поседевший кабальеро так и остался одиноким. И тем не менее к обоим приходит осознание: "осень жизни" – не препятствие для того чтобы все начать сначала…
– Занята в спектакле вся балетная труппа театра, и я должен сказать, что работают владикавказские артисты на высочайшем уровне. Все они – в эмоции, все – в настроении, и в каждом абсолютно моменте ты, постановщик, находишь у них встречный отклик, – поделился с журналистами Илья Устьянцев. – Очень бы хотелось, чтобы наша совместная работа в перспективе продолжилась новыми проектами!
– 2018 год для нашего театра юбилейный: он отметит 60-летие. К его юбилею у нас приурочен в текущем сезоне целый ряд премьер, в том числе эта постановка. А одна из очень важных сейчас для нас задач – делать все, от театра зависящее, чтобы привлекать в его балетную труппу талантливую осетинскую молодежь, – подчеркивает в свою очередь Лариса Гергиева. – Потому что крайне важно, чтобы ее состав расширялся и чтобы ее кадровый потенциал позволял нам в будущем ставить на сцене театра уже более масштабные балетные спектакли.
фото Ланы ВАНЕЕВОЙ.