Авдæн (колыбель), æлутон (сорт высококачественного пива), æртхурон (новогодний большой пирог), дзыкка (изысканное блюдо осетинской кухни), кæрдзын (кукурузный чурек), нарты фæткъуы (нартовская яблоня), симд (массовый танец)…
Наверняка каждый читатель имеет хотя бы общее понятие о перечисленных национальных атрибутах осетинского народа. Но многие ли в современности попробовали взглянуть на эти образы и символы историко-культурного наследия с точки зрения брендов?
Составителям интересного и познавательного справочного пособия "Этнокультурные бренды Осетии" Залине Кануковой, Эде Хубуловой и Людвигу Чибирову удалось это сделать, причем, ученые СОИГСИ систематизировали духовное богатство нации таким образом, чтобы дать пищу исследователям-этнографам, бизнес-сообществу, заинтересовав и массового читателя. Так, по их мнению, образы и символы связаны с традиционной культурой жизнеобеспечения осетин, с социальной и гуманитарной культурой. Тем самым информация, связанная с существующими и потенциальными этнокультурными брендами, имеющими ресурсы экономического и социально-культурного развития, приобретает реальные очертания. Составители, как следует из предисловия, хотели пересмотреть некоторые устоявшиеся, но недостаточно обоснованные интерпретации объектов культурного наследия, определить востребованные материальные, духовные и социальные объекты. Все это в итоге должно было вылиться в выработку рекомендаций по использованию объектов культурного наследия в современных условиях.
Исследователи своей цели достигли. Слово за теми, кто так или иначе может способствовать развитию брендирования на правильной основе. Пока бизнес-сообщество, общественные организации и частные лица зачастую неграмотно толкуют элементы традиционной культуры, при этом вынося свое, ни на чем не основанное представление о них на суд широкой публики.